Город – Сочи, Адлерский район
Отель – частный сектор в Адлере
Дата поездки – с 11.10.2014 по 12.10.2014
Трансфер – личный автомобиль Lexus IS200 (I) (корч - свап на V8 и пневма)
Турфирма – нет
Туроператор – нет
*копипастинг моего отчета с другого форума
Отчет о небольшом путешествии, а не о спортивном событии как таковом, поэтому решил разместить здесь, а не ветке в "Спорт".
Как фотограф я деревянный и писатель не очень – поэтому будут кривые фоты и много ненужного текста… ))) Соответственно, заранее извиняюсь за возможные ошибки.
Не вижу смысла описывать саму гонку, болиды и т.п. – такого добра на профессиональном уровне (фото и текста) достаточно в интернете. Данный отчет сугубо взгляд на ситуацию вокруг Гран-при глазами зрителя, а не о его спортивной интриге.
За F1 я следил, но это было давно, еще во времена эпохи Красного Барона. Покупал журналы, смотрел трансляции и т.д. Но видимо он своим гением и величием инженерной мысли конюшни Ферарри испортили спортивный азарт того десятилетия для Королевских гонок. Сейчас я мог взглянуть лишь на небольшой репортаж о данных гонках, если случайно попадал на какую-нибудь спортивную программу по телевизору. Но так как телевизор я вообще не смотрю, то и попадал на такие новости не часто.
Интерес к Гран-при в Сочи меня особо не интриговал из-за рвотного рефлекса к объектам олимпийского наследия. Дело в том, что по работе наша компания принимала участие в подготовке Сочи к приему Олимпийских игр, и мне приходилось туда постоянно кататься - 350 км сплошных серпантинов вдоль всего Черноморского побережья. Через все эти многокилометровые и многочасовые пробки, ремонты дорог и прочие радости. Поездки всегда изматывали, т.к. выезжал на один день в неделю, стартуя из дома в 3 часа ночи, проводя (работая) на месте по 12 часов, и выезжая в ночь обратно (сутки не спав). Учитывая специфику работы в Олимпийской программе, все эти нервы, годовые ожидания выплат, коррупцию в смежных структурах, которую даже администрация Сочи с трудом продавливала, разбитую ходовку новой машины, два раза лишение прав в этих поездках, и т.д. и т.п. – все это я вспоминаю как страшный сон. И когда началась сама Олимпиада, даже речи не было о желании туда поехать. Не буду здесь рассуждать о том, как и что происходило при строительстве, так как это для многих покажется пустым (все же правду лучше остальных знают). Но наблюдая за всем происходящим из кабинетов администрации города, побывав несколько раз у Главы на планерках, я могу сказать, что это сильная команда, и я ее уважаю. Это не те люди, которые в течение всего времени в руках держали только «пилу», это именно те, кто своими руками это все создавали, выходя из нереальных ситуаций, в которые все глубже и глубже их загоняли «пилильщики».
К чему это все? К тому, что подготовку к приему первого в истории России Гран-при Формулы-1 проводили именно они. Эта же команда. И зная их, я уже не сомневался, что все пройдет отлично. Может и не на идеальном мировом уровне, но уж точно на довольно высоком уровне для «нашей Раши». И забегая вперед, скажу, что я в целом не разочаровался.
Желание поехать на Гран-при у меня возникло спонтанно при общении с товарищем, когда в клубном сервисе мне ставили пневму. Это было не влечение фаната, а просто любителя приключений, способного внезапно сорваться и уехать куда-нибудь подальше в поисках ярких впечатлений. Даже можно сказать, что поехал «для галочки», ради хотя бы однократного присутствия на такого формата мероприятии. Так как поездка планировалась в разрезе «бомж-бюджет», то начались поиски самых дешевых билетов в свободную зону по пять тысяч рублей. Кто не в курсе, самые дорогие билеты были в вилке от 160 до 300 тысяч. С билетами оказалась полная засада, хотя до соревнований оставалось еще два месяца. Полтора месяца мы не могли их найти, ни на официальном сайте, ни через знакомых, ни с помощью административного ресурса. Нам повезло и получилось урвать 2 штуки, хотя искалось 4-5. Через пару недель начали появляться варианты с накруткой от перекупов (от 20 до 50% накрутки), а также можно было купить на месте «в толпе» перед автодромом, но уже с ценой умноженной на два.
Любой билет действителен в течении всего уик-энда Гран-при, который длится четыре дня (экскурсия + 3 дня заездов). Это не только квалификация и сама гонка F1. На уик-энде можно было попасть на экскурсию на пит-лейн и паддок, наблюдать свободные заезды F1, а также параллельно проходящие гонки класса GP3 и GP2. Последние представляют собой «младшие» классы формулы и по скорости уступают только последней, а по некоторым моментам даже интереснее. Например, в плане шоу – звуковые эффекты у GP2 на порядок выше, чем у болидов F1, т.к. в сезоне 2014 группа GP2 гоняет на «Узетах», раскручивая их до 10.000 об/мин (звук просто не реальный – как у боевого истребителя), а Формула-1 на гибридных турбо-жужжалках. Да и в плане зрелищности, борьба в GP3 и GP2 более отчаянная, т.к. пилоты эти групп по сути «завтрашние» пилоты F1, и им надо особо выделиться, чтобы это все-таки произошло. Кстати, в заезде GP2 выступает два болида с наклейками на бортах «РЖД», за рулем одного из которых русский пилот Артем Маркелов.
Товарищ выехал в Сочи к экскурсии по пит-лейну в четверг. Несколько фотокарточек от него. Сняты на мобилу, качество поэтому такое. Я там не был, и соответственно прокомментировать не смогу. А там на самом деле много чего интересного – видна вся «кухня» самых дорогих гонок в мире изнутри: как собирают машины, как готовят колеса, как тренируются по замене резины и заправке и т.д. и т.п.
Фото – пит-лейн
Фото - паддок
А я из-за работы смог сорваться только утром в субботу. Прикинул, что обычно доезжая за 5 часов до Адлера, надо прибавить час на непредвиденные моменты, а также час на обед и проход на автодром, наметил выдвинуться в 8 утра из дома, чтобы попасть на квалификацию F1 в 15:00. Но вечером перед выездом решил с друзьями выехать еще на час раньше и все равно ошиблись – надо было на два. Проснулся в 6 утра и двинул. Все шло нормально, пока мы не добрались до известного на побережье поста ГИБДД «Магри» после Туапсе – ворота в Большое Сочи, о котором я писал ранее в отчете про поездку в Абхазию ( club-lexus.ru/forum/viewtopic.php?t=71322 ). Меня ни разу не останавливали на нем, но именно сегодня, когда мы торопились, нам помахали полосатой палкой и начался цирк. Шмон по полной программе, с понятыми, всего салона, с выворотом всех сумок, со сниманием штанов и т.д. и т.п. Час выносили нам мозги «проверяя документы» и обыскивая. В итоге, меня (походу похож на планокура что ли?) попросили отлить в стаканчик. И это оказалось большой проблемой: во-первых, я только что отлил перед постом и хз, когда в ближайшее время захочется, а во-вторых, я принципиально этими вещами (в т.ч. дунуть в трубку на синьку) не занимаюсь с ДПСниками и сразу предлагаю им проехать в больничку на освидетельствование. В больничку меня отвезти не могли, т.к. не было свободных экипажей (все на усилении в Сочи). Пришлось идти в ларек и выглушить сразу полтора литра воды. Короче, нас отпустили только через два часа и на квалификацию мы соответственно опоздали (зашли за 10 минут до ее конца). Спасибо товарищу инспектору за лютое гостеприимство. Кстати, после осмотра машины на предмет «подкидышей», я нашел запчасть от этого упыря - пуговицу:
Фото - пуговица
Забегая вперед, скажу, что и на обратном пути не обошлось без гемора из-за доблестной работы этих клоунов. Видать прошедшая аттестация в полиции не помогла им развить умственные способности. Ведь наверно так сложно догадаться, что вся толпа (тысячи машин) резко ломанется обратно сразу после окончания Гран-при. А проблема оказалась в следующем – перед Лазаревским идет ремонт моста с реверсивным движением, стоит светофор по пять минут в каждую сторону. На встречу проезжала примерно одна машина в минуту, а на выезд образовалась пробка длиной под 15 километров. Только когда я отстоял в ней 1,5-2 часа, появилась патрулька, перегородившая встречку и выпустившая «джина из бутылки».
Опоздав на квалу, мы все-таки посмотрели заезды GP3 и GP2. Вот немного инфы о них, для тех, кто не в теме (как я):
Серия GP3 - класс автогонок с открытыми колёсами, который появился в 2010 для поддержки GP2, представлена организатором серии GP2 Бруно Мишелем. С 2010 года по 2012 GP3 использовала моторы мощностью 280 лошадиных сил, разработанные Renault (на базе блока F4R, который стоит в серийных Clio RS и Megan RS). В 2013 двигатели заменили на новые, 400-сильные. Они будут использоваться до 2016 года. Используется 6-скоростная коробка передач Hewland GP3/103. Разработкой и постройкой шасси занимается Dallara, которая также делает шасси для GP2. Тормоза – Brembo, резина – Pirelli. Чемпион GP3 2013 года Даниил Квят стал первым, кто шагнул из болида этой серии сразу на место призового пилота Формулы-1.
Фото – гонка GP3
Серия GP2 - класс автогонок, представленный в 2005 после прекращения поддержки другой серии Формулы-1 — Формулы-3000. Формат был задуман Берни Экклстоуном и Флавио Бриаторе, в то время как Экклстоун также является обладателем прав на название GP1. Победитель GP2 2006 года Льюис Хэмилтон осуществил свой переход в следующем году за McLaren и чемпион 2007 года Тимо Глок отправился в Toyota в 2008. А также вице-чемпионы - Хейкки Ковалайнен (2005), Нельсиньо Пике (2006) и Лукас Ди Грасси (2007) стали тест-пилотами команды Renault на следующий год. Двигатель Renault V8 объёмом 4 литра мощностью 612 лошадиных сил при 10 тыс. оборотов в минуту. Коробка передач 2006 года разработана компанией GearTek и включает в себя: 7 скоростей + задняя передача. Спецификация болида 2006 года разработана компанией Dallara Automobili. Brembo поставляет новые моноблоковые тормоза и колёсные диски, эксклюзивно для GP2. Благодаря исследованиям и предсезонным тестам выяснилось что модель 2005 года способна разгоняться от 0 до 200 км/ч за 6.7 секунды. Максимальная скорость 320 км/ч, и быстрее этого болида лишь болиды Формулы-1 и IndyCar. Говорилось что болид будет примерно на 10 секунд с круга медленнее болида Формулы-1.
Фото – старт гонки GP2
Фото – гонка GP2
Фото – вылет GP2
Фото – боксы GP2 и GP3
Серия F1 – здесь все всем понятно. Были нововведения по техническому регламенту в сезоне 2014 года. С сезона 2013 года переход на четырёхцилиндровые турбо-двигатели, объёмом 1,6 л., с давлением впрыска топлива до 500 бар и ограниченным до 12 тысяч числом оборотов. Однако в июне 2011 года FIA отложила введение новых моторов на 2014 год и вместо четырёхцилиндровых рядных моторов были введены шестицилиндровые V-образные, объемом двигателя 1.6 литров. Мощность двигателей 750—770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего. Ограничение по расходу топлива в 100 кг на всю гонку. Шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность - один комплект рассчитан не более, чем на 255 км.
Фото – F1 АМГ
Фото - парад пилотов
Фото – F1
Фото – знаменомахатели (маршалы) вид с пешеходного моста
Ну и далее про само время препровождение.
Территория Олимпийского парка огромна. Подъехать к ней не реально, т.к. все в радиусе нескольких километров перекрыто патрульками ДПС. Въезд в зону оцепления возможен только с заранее полученным пропуском (крепится на лобовое). На сколько мне известно, гостевые парковки на территории комплекса платные. Обладатели билетов при их предъявлении в кассах могут арендовать себе парковочное место рядом с комплексом за скромные суммы – от 3.000 до 8.000 рублей. Меня это не устраивало, и парковался я в центре Адлера. Оттуда на автобусе №57 за 19 рублей можно доехать за 10 минут до входа. Либо на такси от 300 рублей. Вход во внутрь проблем не вызывает, т.к. всего около 50-ти «проходов», разве что металлоискатели, запищав, заставят вас обыскать. Вещи (рюкзаки, сумочки, пакеты) пропускают через рентген как в аэропортах. Единственная проблема в том, что маршрут этого автобуса в обратную сторону идет через всю Олимпийскую деревню и Веселое, то есть ехать минимум минут 40 (без пробок). А выезд в обратную сторону после Гран-при, когда все ломонулись, превратился в жесть. Автобусов хватало на всех, посадка организованная, давку не допускают и отправляют автобусы заполненные только на половину.
Фото – платформы автобусов
Проблема была в пробке, которая началась в Веселом и закончилась в районе ЖД-вокзала Адлера. Последние пару километров мы шли пешком быстрее автомобильного потока. В общем, выскочить из Олимпийского парка, доехать до развилки в направлении Джубги на сочинскую объездную между Хостой и Сочи, промчать все тоннели и эстакады и Дагомыс, перевал перед Лоо и сам поселок, что в целом около 40 километров, у нас заняло 3 часа. Поэтому при следующем моем визите на данное мероприятие, я бы местом ночлега (по крайней мере последней парковки авто) выбирал бы сам город Сочи в районе ЖД-вокзал. И оттуда катался бы на «Ласточке» до ЖД-станции "Олимпийский парк", которая находится в 100 метрах от входа на автодром. Но мы останавливались в центре Адлера не далеко от торгового центра «Plaza City». Жилье снимали рядом простейшее – одна комната, кровать, туалет, телевизор, холодильник, сплит за 1500 руб/сутки. Если вы приехали на Гран-при, а не просто потусить, то по сути большего и не надо. Кушали утром в ресторанном дворике этого торгового центра (открытие в 10:00, закрытие в 22:00), а вечером употребляли бургеры в круглосуточном фаст-фуде ной-нейм напротив (после 21:00 акция - два бургера и две картошки за 199 рублей). В принципе, в Адлере жить нормально, кроме единственного минуса – обратный выезд по ранее указанным причинам (плюс три часа лишних пробок).
Фото – торговый центр "Плаза Сити"
Вход в сам парк по сканированию билетов. Если вы хотите покинуть его территорию и при этом еще раз сегодня же туда вернуться, то выходить надо через специальный выход (где отмечается ваш выход). Если покидаете без возврата, то через любой. Сделано это ради того, чтобы билеты не передавались через забор, т.к. они не именные (потеря билета означает конец фильма). Также всех заставляют одевать на шею специальные бейджи, в которые вкладывается сам билет, для идентификации ваше статуса на автодроме. Их (бейджи) носят абсолютно все, просто разные цвета и формы самого бейджа. Без бейджа охрана может подойти и предъявить, даже если у вас есть сам билет. А охраны на автодроме просто масса. Нет ни одного места на всей многокилометровой территории, где бы не было людей в форме: полиция-милиция, ЧОПы, люди в черном и т.п. Даже все люки были запенены, чтобы вдруг кто-то из пьяных русских не открыл и не провалился. Ведь на празднике были и цари всея Руси, и короли-шейхи, и прочие уважаемые. Я был весьма удивлен, увидев прям на трассе F1 черный Гуард Пуллман, подкативший к вертолету, который через пять минут улетел.
Фото – вертолет уважаемых
Фото – люк
На самой территории есть все необходимое для жизни. Кафе, туалеты, палатки с пирогами и хот-догами по 300 рублей. На автодром нельзя заносить воду – ради вашей безопасности надо покупать 0,5 Колу за 70 рублей по месту, т.к. она намного полезнее для здоровья, чем обычная из ларька за 45. Все остальное, что я проносил вопросов не возникало: покрывало, ветровка, кепка, телефоны, фотоаппарат и т.п. Ветровку или свитер брать желательно, т.к. с заходом солнца или в просто тени с ветерком совсем не жарко. Очереди в палатки есть, но не критичные. Но бывают проблемы с туалетами – друг как-то стоял 40 минут в биотуалет (правда модный – с водой и электричеством). Но позже нашли местину в зоне свободного размещения, где можно не только слойки по 100 рублей захомячить, но и увидеть такую радостную картину – поверьте это действительно счастье на таких мероприятиях:
Фото – сортир
Сидячих мест в свободной зоне нет вообще, и на территории парка они чисто символические для такого количества публики. Хотя при желании присесть, это никогда проблем не вызывало. Курить можно, но в сторонке, где стоят урны с пепельницами (с наклейками "курить запрещено"). Там никто ни разу не подходил из охраны с претензиями, а вот если дымить в людном месте, то можно получить подачу на 1500 рублей (вас фотают с бычком в зубах и приглашают на штраф). Так как вы там находитесь весь день, то отдохнуть иногда хочется. Прилечь можно было только чисто по пиндосско-европейски - на газоне, что я и делал:
Фото – я на газоне
Расположение трибун я бы назвал не везде удачное. Наблюдалась массовое нахождение обладателей билетов на трибуны в зоне свободного размещения. Так как последняя позволят самому выбрать любое место на свой вкус. И за частую оно оказывается интереснее, чем вид с конкретной трибуны. Зона свободного размещения по замыслу организаторов находится по всему периметру одного из стадионов (ледяной дворец "Большой") и выглядит следующим образом:
Фото – зона свободного размещения (во время самой гонки F1 людей там в три раза больше)
Фото - вид со свободной зоны
Фото – вид со свободной зоны 2
А если спуститься вниз к заграждению, то можно стоять, вдыхая запах выхлопа и резины, охреневая от рева моторов.
Немного видео моего товарища:
Фото – заграждение
Но также вы можете наблюдать за трассой из любого места где ее видно (не загорожена стенами) на всей территории парка, доступной с вашим билетом. Самым интересным местом на трибуне (помимо главной) я считаю верхние места среднего сектора (5-6) трибуны Т2 на углу дворца зимнего спорта "Айсберг". Она находится в конце дуги, которая является продолжением стартовой прямой, и заканчивается поворотом на 90 градусов. То есть именно здесь происходит торможение с максимальной скорости (под 320 км/ч) на всем автодроме, соответственно, данный участок предполагает борьбу, которой явно не хватало в Гран-при из-за аккуратности – на сколько понял, не было ни одного дтп или схода. Вроде только Росберг передние колеса стер в хлам (тут же на замену, и остаток гонки на одном комплекте), сильно перетормозив на этом повороте сразу после старта. Вот место где стоит трибуна Т2 – фото старта F1:
Фото - трибуна Т2 – старт F1
Фото - трибуна Т2 после закрытия автодрома
В этом плане, я считаю, что она даже интереснее, чем трибуна Т1, которая стоит в плотную к главной трибуне и по совместительству пресс-центра.
Фото - главная трибуна и трибуна Т1
Ну а остальные трибуны мне не особо понравились. Поэтому лично для себя сделал простой вывод: есть деньги на нормальную трибуну – надо брать либо на главную, либо на Т2, а если нет денег, то лучше в свободную зону. Из нее можно рассматривать трассу с разных ракурсов, а не видеть все 1,5-2 часа только 300-т метровый ее участок. Правда один из минусов свободной зоны – отсутствие мониторов или хотя бы комментирования всего происходящего (обгоны, слеты, пит-стопы и т.п.). Три монитора транслируют гонку на центральной площади парка, но оттуда не видно трассу. На трибунах это все есть, можно глянуть повторы.
Фото - трибуна Т4 имени Квята (спиной к конькобежному центру "Адлер-Арена")
Фото-трибуна Т5 (на углу олимпийского стадиона "Фишт")
А вот одно из лучших мест – видно сразу половину трассы:
Фото – крыша (керлинговый центр "Ледяной клуб")
Расстояние между трибунами приличное. Здесь вы не думайте, что как на стадионе – зашел и уже почти на месте. Центральный вход находится возле главной, а свободная зона в самом конце парка. А это более двух километров пешком! Я был не в курсе, узнал уже после окончания, что по территории можно было кататься на такси электро-шаттлах. Думал, что они только для аккредитованных лиц, а как оказалось – для всех желающих, цена проезда 100 рублей.
Фото – шаттл
Фото – коридоры
Фото – центральная площадь (олимпийская площадь "Medals Plaza")
Фото – дирижабль сдулся (между олимпийским стадионом "Фишт" и ледовой ареной "Шайба")
Коротать время между заездами можно разными способами. Но программа уик-энда ежедневно рассписана с 9:00 до 20:00. Кто-то кушает. Кто-то стоит в километровой очереди на автограф-сессии. Кто-то покупает сувениры, которые по сути являются официальной репликой, но стоят не мало: командные кепки от 3-х тысяч, майки около 5-ти, ветровки 8-10-15, самые дешевые с атрибутикой "Сочиавтодром" (беруши по 100, наклейки по 250, магнитики и кружки по 300), но они без какого-либо упоминания символики "F1". Можно погонять на радиоуправляемых моделях, можно на автосимуляторах (победителю вручили билет на паддок и билет на Гран-при 2015), полазить по стендам Marlboro с репликой боевого болида и AMG с серийными заряженными аппаратами, посмотреть авиашоу, сходить в открывшийся на соседней территории «Диснейленд» (билет на американские горки стоит 1500 рублей), посмотреть всякие иные развлечения по месту, позагорать на пляже и т.п. По вечерам бесплатная концертная программа. После квалификации F1 выступали диджеи и Лени Кравитц (я с удовольствием глянул его концерт). После самого Гран-при также вышли диджеи, затем группы Звери и Аёва. На последних я не остался – не интересуюсь ими и хотел пораньше выехать домой.
Фото – Лени Кравитц (вы его не видите, но он там есть)
Фото – F1 Gamezone
Фото – радиомодели
Фото – авиашоу
Фото – стенд AMG с моим товарищем
Фото – «Диснейленд»
З.Ы.: В целом, если много не разглагольствовать, я очень доволен тем, что попал на этот праздник. Минусы конечно были, но их не так много, чтобы испортить основное впечатление от уик-энда. Поехал бы я еще раз на F1 в Сочи? Да, конечно.
Общее время поездки – 2,0 суток, в т.ч. 1 световой день на дорогу туда-обратно.
Общая протяженность моего маршрута – 780 км.
Общие расходы на поездку – 15.000 рублей, в т.ч. билет 5.000 рублей, бензин 5.000р., и прочие расходы 5.000 рублей (питание, ночлег напополам, простые сувениры и т.д.).
Спасибо за внимание!
З.Ы.2: Ну и для любителей потроллить про политику, распилы и т.п. подкину пищи - фото того, что внутри всей этой обертки:
Фото – суть