Раскрыть Скрытый текст Скрыть Скрытый текст
Эта надежда на будущее, не учитывающая настоящего, подняла рыночную стоимость Tesla до головокружительных высот. Акции торгуются по цене, в 195 раз превышающей ожидаемую прибыль за следующие 12 месяцев. Это четвёртая по стоимости акция в индексе S&P 500, уступающая только Warner Bros. Discovery, Palantir Technologies и Boeing.
Оценка компании на голову выше, чем у конкурентов из «Великолепной семёрки»: Alphabet, Amazon.com, Apple, Meta Platforms*, Microsoft и Nvidia. Индекс Bloomberg Magnificent Seven торгуется примерно в 33 раза выше ожидаемой прибыли. Следующим по величине после Tesla является Apple, с показателем чуть более 32.
Проблема Tesla в том, что её концепция в области искусственного интеллекта отстоит на годы, если не на десятилетия, от начала продаж, не говоря уже о прибыли. Поэтому электромобили — основной источник финансирования инвестиций в ИИ для компании. А ведь в США спрос на электромобили падает , поскольку администрация Трампа отменяет федеральные меры стимулирования.
После того, как план Tesla продавать более дешёвые электромобили был в целом встречен скептически, аналитики прогнозируют, что продажи Tesla могут начать падать в этом месяце. По данным аналитика Barclays Дэна Леви , ожидается, что поставки в четвёртом квартале составят около 425 000 единиц. Это ниже консенсус-прогноза в 448 000 единиц. В третьем квартале компания поставила около 497 000 единиц.
«Продажи в четвёртом квартале выглядят не очень хорошо», — заявил аналитик Bloomberg Intelligence Стив Ман. «Падение со скалы — пожалуй, самое точное описание».
Ожидания относительно прибыли Tesla также падают. Аналитики прогнозируют, что компания получит прибыль в размере $1,75 доллара на акцию, что ниже, чем $2,66 доллара на акцию всего шесть месяцев назад.
То, что акции Tesla стремительно растут и дают компании столь высокую рыночную оценку, не обязательно является проблемой. Такое уже случалось. Разница в том, что когда акции вели себя подобным образом, компания была значительно меньше. Подобные экстремальные оценки встречаются гораздо реже среди компаний нынешнего размера Tesla. Рыночная капитализация компании составляет около $1,5 трлн, в то время как Palantir стоит $430 млрд, Warner Brothers Discovery — менее $50 млрд, а Boeing — около $160 млрд.
По сравнению с другими автопроизводителями оценка Tesla ещё более несоответствующая. У Ford Motor и General Motors мультипликаторы цена/прибыль выражаются однозначными числами.
«Рынок, очевидно, рассматривает Tesla как нечто большее, чем просто автомобильную компанию», — сказал Марк Малек, директор по инвестициям в Siebert Financial. «Однако, в конечном счёте, это всё же автомобильная компания. Мне было бы проще оценить её стоимость, если бы она занималась исключительно разработкой искусственного интеллекта».