У знакомого NX 300h, пробег 70 000 км (подозреваю, что смотан) выскочила ошибка гибридной системы. Вызвали мастера со сканером. Сказал что правый блок ВВБ неисправен. Еще сказал, что правый блок на NX всегда первый выходит из строя. Левый блок - 18 элементов, правый блок - 16 элементов. В субботу машина поедет на ремонт, потом отпишусь.
По опыту эксплуатации приуса (10 лет и 200 000 пробега) могу поделится мыслями и информацией по поводу ВВБ.
Все нынешние батареи Toyota/Lexus берут начало со второго поколения приусов. В приусе 28 элементов, в камри и NX300h их 34. В каждом не разборном элементе 6 никель-металлогидридных АКБ с номинальным напряжением 1,2 В, ёмкость 6,5 Ач, общее напряжение батареи 7,2В. Сверху батарея имеет общий (для 6 элементов) клапан для сброса лишнего давления. На клапана устанавливается резиновая трубка со сбросом на улицу. С торцев батареи имеются резьбовые клеммы (резьба М5) + и - . Снизу залитые гайки для крепления к раме. Сверху также есть углубление для установки термодатчика. Корпус из высокопрочного пластика с боковыми алюминиевыми вставками. Алюминий служит для лучшей теплоотдачи батареи, также он имеет выпуклости, при установке батарей между ними остается зазор для вентиляции/охлаждения.
Все элементы собраны в общий блок(на NX два блока 18+16), они стянуты четырьмя шпильками и прикручены на раму. Без стяжки эксплуатировать(заряжать/разряжать) батарею невозможно. Не стянутый элемент раздувается почти в шарик и естественно разрушается.
После эксплуатации, перед разбором блок батарей должен вылежаться несколько часов, лучше сутки(был печальный опыт, хотелось побыстрее поменять элементы, раскидало по всему огороду, хорошо что никого не убило ).
Блоки ВВБ Lexus NX 300h
Блоки крепятся на раму, и закрываются металлическими кожухами. На раме также располагаются вентилятор, реле, компьютер управления ВВБ.
ВВБ NX в разборе без элементов батареи
ВВБ NX в сборе, снят кожух с правого блока.
Всё это "счастье" находится под задним сиденьем автомобиля. На приусе батарея за задним сиденьем, снимать и ставить её было достаточно просто.
Теперь про грустное .
ПРИ ИЗНОСЕ БАТАРЕИ ЖЕЛАТЕЛЬНО МЕНЯТЬ ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ НА НОВЫЕ, ИЛИ С НЕБОЛЬШИМ ПРОБЕГОМ!!!
Так же при полной замене, элементы должны быть с одной машины, например камри.
Частичная замена возможна, и я это делал. Спасает ненадолго. Мне хватило на 5, потом на 3 тыс км. В итоге поменял целиком и забыл. Всё дело в том, что подобрать идентичные элементы практически невозможно, если подобрать по ёмкости (очень долго сортировал разряжал/заряжал) это ничего не решает, вольтаж батареи может разбежаться. Например один элемент выдает свою емкость в диапазоне 7,2-8,5 Вольт, а другой 7,3-8,6 Вольт. Так же моментальная токоотдача на разных элементах разная. У подбираемых элементов разные года выпусков, в зависимости от года выпуска разные модификации (может быть изготовитель менял внутреннее строение элементов и их химию).
Сейчас на свой приус установил "новую" батарею с Японии 19г пробег 15тк. Теперь ощущение нового авто. Старая начала "помирать" на 220тк. После анализа старой батареи и информации с интернета стало понятно, что ВВБ выходит из строя в первую очередь из-за перегрева который является следствием слабой системы охлаждения (сейчас пытаюсь придумать как улучшить обдув, есть даже мысль дополнить охлаждение кондиционером).
Нагрев батареи происходит во время её работы, и чем больше нагрузка на ВВБ тем быстрее она "сдохнет". Чисто в теории думаю "убить" новую ВВБ можно за 10тк безжалостной эксплуатации, например постоянно "тапка" в пол даёт разрядный ток больше 100А, резкое торможение дает зарядный ток больше 100А.
Хорошее приложение для телефона Hybrid Assistant подключается к гибриду по блютузу через ELM327 в разъеме OBD.В нем достаточно много информации по работе гибрида. Можно примерно оценить состояние ВВБ, открыв вкладку "проверка" и покатавшись немного на машине. Разброс по элементам хорошей батареи редко достигает 0,150 Вольта, обычно 0,020 - 0,070.
Для себя установил несколько правил езды на гибриде:
1. Не стремись ехать на батарее.
Т.е. при езде на батарее пытаюсь не выходить из зеленого сектора, если надо быстрее, то "пинаю" ДВС, чтобы он завелся.
2. Не ездить педаль в пол.
NX достаточно резвая машина, в принципе полная её мощность и не требуется, чтобы обгонять 99% других авто.
3. Не перезаряжать ВВБ
Я живу в Алматы, у нас постоянная езда под горку, есть достаточно затяжные спуски, на которых я переключаю на типтроник и торможу скоростью. Дело в том, что ВВБ начинает очень быстро разогреваться при перезаряде, т.е. свыше 60%(две полоски от верха).
С помощью программы на телефоне я превентивно включаю вентилятор ВВБ на 6 скорость, если мне предстоит долгая поездка по жаре.
Так как элементы ВВБ все соединены последовательно думаю выход из строя только одного из блоков возможен из-за худшего охлаждениявентиляции блока. По картинке левый блок (18 элементов ) устал. Можно поменять 15 шт на элементы с ёмкостью 4, но это будет временная мера на 1-2 года. потом полная замена.
На абсолютно новом элементе ёмкость равна 6,5Ач, но ресурс 150%, то есть новый элемент с начала эксплуатации долгое время имеет ёмкость 6,5Ач и покупая элемент, скажем 4Ач ресурс будет не 60% а 20-30%. Если машина не на продажу, то не имеет смысла ремонтировать батарею заменой нескольких блоков, только полная замена на максимально свежие.
MetallEngineer писал(а): Можно поменять 15 шт на элементы с ёмкостью 4, но это будет временная мера на 1-2 года. потом полная замена.
Владелец с моего скриншота как раз выбрал примерно такой вариант с 15штуками, хотя ему сразу было сказано, что по хорошему это полная замена. Разве что ему поставили емкость примерно 5.5-6.0 в центр, его тухлую на края задвинули.
Забыл отписаться, отремонтировали NX знакомого на гибридсервисе. Протестировали все элементы, выбрали из них половину лучших, и через один поставили с "новыми" элементами. 5 месяцев полет пока нормальный. Обошлось всё удовольствие в 1200$/
Всем здравствовать! Имею NX 300H 2015, пробег 140000 км, сдохла ВВБ, сброс ошибки уже не помогает, а новая Ввб приедет только через месяц. Кто-нибудь пробовал отключить ВВБ и ездить только на ДВС некоторое время?