"Куда делся "французский" миллиард долларов для "АвтоВАЗа"?"
Известный российский экономист Михаил Хазин выразил обеспокоенность судьбой миллиарда долларов, который в прошлом году был получен акционерами АвтоВАЗа за продажу 25-процентного пакета акций завода. "АвтоВАЗ просит помощи у государства, берет огромные кредиты на покупку у французов новых платформ, а почему нельзя было получить эти платформы в рамках сделки? Почему после столь успешной сделки по продаже пакета акций французскому концерну, как нам ее представляли весь прошлый год, завод закончил год с рекордными убытками и с огромной кредиторской задолженностью? Куда делся этот миллиард?" - заявил он в интервью "Эху Москвы". По мнению экономиста, этим вопросом вполне могут заинтересоваться контролирующие органы - Счетная палата РФ и Генпрокуратура.
Напомним, как сообщалось ранее, сделка по продаже блокпакета (25 процентов плюс 1 акция) АвтоВАЗа обошлась альянсу Renault-Nissan в 1 миллиард долларов. По заявлению главы госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, подписавшего 29 февраля 2008 г. контракт с российской стороны, "эти деньги в тот же день должны были поступить на наш счет". Однако, по словам Хазина, на сегодня ясно, что на счета компании эти средства так и не поступили и АвтоВАЗ остался один на один со своими проблемами. Вместо решения насущных задач по стабилизации экономического положения завода его менеджмент, в конце прошлого года совершил еще одну странную сделку, купив 20% пакет акций Новикомбанка за 1,6 млрд рублей, что в текущих условиях вызывает также много вопросов.
30 марта 2009 г. на совещании по преодолению кризиса в отечественном автопроме правительством РФ было принято решение о выделении беспроцентной ссуды для АвтоВАЗа через госкорпорацию "Ростехнологии" на 25 млрд. руб. Также планируется, что АвтоВАЗу предоставят кредит госбанки ВТБ, ВЭБ и Сбербанк на общую сумму в 90 млрд. рублей. Кроме того, АвтоВАЗ провел переговоры о получении кредита в 220 миллионов евро у французского банка "Сосьете Женераль" на покупку новых автомобильных платформ у концерна Renault.
По итогам I квартала 2009 года АвтоВАЗ получил чистый убыток в размере 6,33 млрд. рублей против чистой прибыли в 281 млн. рублей за аналогичный период прошлого года, говорится в отчете компании. Выручка компании за первые три месяца нынешнего года снизилась в 2,2 раза - до 16,99 млрд. рублей. Задолженность АвтоВАЗа достигла 87 млрд. рублей, что на 17% выше стоимости текущих активов предприятия.
По мнению Хазина, пришло время, когда акционеры завода должны вернуть АвтоВАЗу полученный в ходе сделки с французами 1 млрд. долларов, что поможет заводу справиться с текущими проблемами. Эта мера также позволит снизить нагрузку на государственный бюджет.
В 2010 году автомобили "Lada" планируется комплектовать автоматическими коробками передач российского производства. Автоматические трансмиссии, которыми будут комплектовать автомобили Волжского автозавода разработаны ООО "Кате", которым владеет супруга гендиректора "Ростехнологий" Сергея Чемезова Екатерина Игнатова. Об этом пишет газета "Ведомости".
Автоматические коробки передач "Кате" — первый "автомат" российской разработки. По словам представителей компании, "Lada Kalina" с АКПП уже прошли первые испытания.
Производство АКПП "Кате" планируется наладить в Калиниграде, где уже началось строительство завода. "Стены у завода уже есть, надеемся, что он начнет работать в следующем году. Сейчас, насколько мне известно, они ведут поиск партнеров. Предположительно им станет немецкая ZF", - отметил С.Чемезов.
Завод "Кате" должен был начать работу в 2007 году, его предполагаемая мощность на тот момент оценивалась в 260 тыс. трансмиссий в год. Инвесторами ООО назывались ВТБ и частные инвесторы. По словам Министра промышленности Калининградской области Михаила Карапыша, площадку под завод в Калининграде "Кате" уже получил.