home skip_previous fast_rewind fast_forward skip_next
28-10-2016 
28-10-2016 
Тема обслуживания и ремонта АКПП за 20 лет работы очень хорошо не только изучена и освоена нами в ТОЛЕКС Тюнинг. За это время мы отремонтировали около 10 000 АКПП всех моделей LEXUS. И мы рады возможности развеять некоторые заблуждения, устранить недопонимание и мифы, которые могут стать причиной некачественного ремонта.
Уверены, что наши разъяснения помогут вам в любом регионе России избежать непрофессионального ремонта АКПП. Ниже ответы на наиболее частые вопросы:;

1. «Можно ли сделать сброс адаптацию не имея дилерского сканера?»

Нет нельзя. Для того чтобы произвести процедуру сброса адаптации (более корректно называть ее «сброс памяти блока управления АКПП») необходим дилерский диагностический прибор. Установленная в нем программа во время выполнения процедуры «адаптации» очищает до заводских установок память, стирая при этом коррекций, внесенные в память АКПП в процессе эксплуатации автомобиля.

2. Можно ли использовать иные сканеры, доступные на рынке?

Нет. Если говорить о продукции, то можем уверенно заявить, что китайские и любые другие не-дилерские сканеры не очищают память блока или делают это некорректно. Мы несколько раз проверяли как работают эти устройства на собственных автомобилях. Для чистоты эксперимента мы выпаивали микросхему из платы блока управления двигателем и проверяли сохраненные в ее памяти данные после «сброса адаптации», выполненного с помощью таких сканеров. На изображении ниже вы можете посмотреть как выглядит файл до проведения адаптации и как после.

Сброс адаптации АКПП
Сброс адаптации АКПП

Получить результат как на второй картинке, используя не дилерский прибор - невозможно. Функционал этих приборов просто имитирует работу, рисуя «мультик», но ничего не изменяя в памяти микросхемы. В нашей практике были случаи, когда клиенты приезжали с проблемами по АКПП, говоря, что промывали АКПП и выполняли адаптацию недилерским прибором, но когда мы начинали смотреть информацию с дилерского сканера, выяснялось, что файл памяти с записанными данными адаптации остался без изменений. «Для адаптации достаточно скинуть клемму».

«Где там в мозгах память АКПП, которая может записывать и перезаписывать и при этом энергонезависимая???»

Нет не достаточно. «Скинутая клемма» - это распространенный миф, существующий с тех времен, когда автомобили были сильно проще. В современных машинах используется энергонезависимая память EEPROM. Данные записанные в нее сохраняются и после отключения питания. В противном случае, вам приходилось бы восстанавливать настройки АКПП после каждой операции, во время которой отключается электропитание автомобиля. Выше мы привели скан дамп-файла, а на картинке ниже изображен блок управления АКПП автомобиля Lexus GSIII (кожух снят) и показана та самая микросхема энергонезависимой памяти.
Сброс адаптации АКПП

Как уже говорили, мы специально выпаивали эту микросхему и снимали с нее дамп-файл. В памяти микросхемы, отсоединенной от питания платы блока управления, вся информация адаптации АКПП сохранялась.
Сброс адаптации АКПП

4. «АКПП каждый день адаптируется, при прогреве 70 градусов. Если сменить масло полностью, то возможно АКПП поведёт себя по-другому, но он через 20-30 км, может больше, все равно адаптируется.

АКПП действительно способна до определенного уровня адаптироваться самостоятельно.
Алгоритм адаптации АКПП построен так, что в первую очередь он настроен на работу с маслом, качество которого ухудшаются. В случае улучшения качества масла этот алгоритм не работает. Для случаев когда один из элементов АКПП меняется в процессе ремонта и/или в коробку заливается новое масло, заводом изготовителем предусмотрена принудительная адаптация через стирания памяти до заводских настроек. В противном случае, коробка будет работать на новом масле с настройками, скорректированными под грязное масло с высокой вязкостью. Таким образом, блок управления будет вносить коррекцию в работу соленоидов - они будут открываться и закрываться медленнее, «думая» что залито старое масло и системе нужно время чтобы выровнять давление. Поэтому, многие клиенты, заменившие масло полностью, но не сделавшие адаптацию, сталкиваются с проблемой сильных рывков и пробуксовок, и особенно в холодную погоду езда становится слишком некомфортной.
Гипотетически мы можем предположить, что блоку управления двигателем потребуется длительное время на то, чтобы подстроиться к новому маслу. Но за это время, с учетом рывков или пробуксовок, фрикционные диски и шестерни уже могут быть повреждены. Для сокращения времени самостоятельной адаптации и избежания повышенного износа АКПП производитель и предусмотрел процедуру стирания файла памяти АКПП до заводских настроек.

5. Вся эта адаптация для устранения возможного головняка с клиентом (чтобы он не предъявил за неадекватную работу АКПП). Т.е стирают краткосрочную память и все. Тоже самое при снятии клеммы на ночь».

Выше мы уже говорили о том, что в блоке управления используется энергонезависимая память. Суть же адаптации состоит в следующем: В память блока управления записываются параметры работы коробки в разных диапазонах нагрузок. Магистральный соленоид АКПП постоянно получает цифровой сигнал определенной скважности (отношение открытого состояния к закрытому). На экране осцилографа это выглядит как «гребенка». В идеале ширина зубцов этой «гребенки» на осциллографе должна быть минимальной. Чтобы при адаптации записать данные в память, блок управления много раз переключает передачи и за счет разности с скоростей входного и выходного валов выбирает наилучшее положение, которое и записывается в память.


6. «Как АКПП делает анализ Масла??? Как АКПП может это проверить?!?!?!" Она просто изменит алгоритм переключения при задержках или наоборот.»

АКПП действительно непосредственно не измеряет плотность и качество трансмиссионной жидкости. Но блок управления косвенно получает информацию об изменении качества масла посредством информации о разнице скоростей вращения входного и выходного валов. В тот момент когда разница скоростей превышает определенный допуск (пользователь ощущает этот момент как толчок или пробуксовку) блок управления двигателем анализирует эту информацию и при неоднократном повторении вносит коррекцию. Но алгоритм адаптации очень сложный и описать его фразой «вносит коррекцию при толчке» - невозможно. Для внесения коррекции необходима целая цепочка повторяющихся событий, превышающих норму допуска, после чего вносится коррекция в работу соленоидов. Соленоиды в свою очередь управляют открытием и закрытием масляных каналов гидроблока. 
Выполнение процедуры адаптации с использованием дилерского диагностического сканера, стирает энергонезависимую память в блоке управления АКПП и возвращает заводские настройки под новое масло и исправные соленоиды.

7. «если скидывать настройки АКПП, то и настройки двигателя надо скидывать»

Это неверно. Моторное масло в ДВС и трансмиссионное масло (ATF) в АКПП выполняют различные функции. В первом случае это смазка и охлаждение, а во втором - функции рабочего тела, передающего крутящий момент и выполняющей переключение передач. 
В отличии от АКПП, в двигателе в двигателе нет узлов, подстраивающихся под изменение качества масла. В программу управления ДВС зашиты неизменяемые настройки.

8. Что представляет собой промывка АКПП?

Промывкой АКПП называют полную замену масла (ATF) с помощью специального аппарата, который позволяет вытеснить старое масло из АКПП полностью, включая гидротрансформатор и гидроблок. Аппарат позволяет заполнить АКПП новым маслом, промыв при этом все магистрали и самое главное - сохраняя при этом, благодаря специальной регулировке насоса, количество вытесняемого и подаваемого масла. Это позволяет избежать завоздушивания системы и повреждения деталей АКПП.
Дилеры в РФ, особенно в регионах, зачастую не выполняют замену масла вытеснением (промывку) и последующую адаптацию АКПП, из-за отсутствия необходимого оборудования и политики «масло залито в коробку на весь срок службы автомобиля». В техническом описании автомобиля даже нет информации о том как выполнить промывку АКПП. Дилер эту работу не проводит, как не проводит ремонт АКПП, такой как замена пакета фрикционов - он готов менять агрегат (такова особенность бизнеса и взаимоотношений дилера с импортером). О том как проводится адаптация в лучшем случае знает и может выполнить специалист уровня технического директора дилерской СТО.

Мастер-консультант, занятый заполнением наряд-заказа, зачастую вообще не имеет понятия о существовании подобной операции, необходимом количестве норма-часов и прочих нюансах. Тот специалист мастер-приемщик или слесарь, который утверждает, что масло в АКПП залито пожизненно, а адаптацию можно выполнить снятием клеммы, специалистом не является и от него нужно бежать (или, если речь об официальном СТО, обратиться к техническому директору), если вы хотите сохранить свой авто исправным долгие годы и продать его потом с минимальной потерей в цене.


Резюме:
В качестве резюме, повторим основные положения, следование которым позволит максимально продлить жизнь АКПП.
1 Не существует масла в АКПП, залитого на весь срок службы
2. Замена масла в АКПП должна выполняться каждые 40 000 км частично и каждые 80 000 км - полностью. Во время любой замены масла меняются фильтр и прокладка АКПП
3. После полной замены масла или промывки АКПП требуется проведение адаптации с помощью дилерского диагностического прибора (сканера)
4. Полная замена масла в АКПП должна выполняться специалистами и с использованием специального аппарата - это позволит полностью сменить масло в АКПП и избежать повреждения деталей АКПП

Сброс адаптации путем отсоединения клемм аккумулятора на современном автомобиле выполнить нельзя. Этот вариант возможен на старых Toyota и Lexus, например – RX первого поколения моделях. На современных машинах необходима процедура адаптации.

Современные коробки передач –электронно-контролируемые, переключения отслеживаются электронным блоком управления коробкой. В процессе эксплуатации автомобиля фрикционные диски изнашиваются, зазоры в пакетах муфт и тормозов увеличиваются. Также изменяется вязкость трансмиссионной жидкости, в которой накапливаются продукты износа механизмов АКП. Компьютер, считывая обороты на входном и выходном валах коробки, сопоставляет передаточное число с эталонным, заложенным в память ЭБУ и вносит поправки, обеспечивая плавное перключение передач во всех режимах.

Адаптация – процесс коррекции настроек, записанных в блок изначально. Она требуется после замены коробки, капитального ремонта АКП, замены гидроблока, фрикционов.
Данные адаптации коробки записывается в энергонезависимую память АКП (в блок управления). Выглядит процесс, упрощённо говоря, следующим образом: компьютер отслеживает плавность переключения передач и вносит корректировки. Когда после нескольких коррекций достигается требуемая плавность, компьютер записывает это значение в память.

Технически процедура такова: в диагностическом приборе (Teсhstream) при включённом зажигании на автомобиле, с полностью заряженным аккумулятором, выбирается утилита RESET MEMORY. Далее требуется следовать интуитивно понятному меню, подтверждая команды нажатием кнопки NEXT. По завершении процедуры нажимается кнопка EXIT, зажигание выключается, прибор отсоединяется. Автомобиль заводят и совершают 15-20-минутную поездку в разных режимах, во время которой блок управления должен скорректировать и записать настройки. Если кинематика коробки работает правильно, все толчки и неровности в работе агрегата должны уйти.


После сброса адаптация АКПП выполняется по следующей методике:
а) прогреть двигатель до рабочей температуры не производя никаких действий;
б) заглушить на 5 секунд и завести двигатель;
в) довести обороты двигателя до 2500-3000 на 1 минуту;
г) заглушить на 5 секунд и завести двигатель;
д) удерживая педаль тормоза произвести поочерёдное включение всех скоростей;
е) Подсоедините портативный диагностический прибор к DLC3 и выполните операцию сброса памяти, выбрав соответствующую команду в главном меню;
ж) начать движение плавно, без резких нажатий на газ;
з) плавно разогнаться до скорости 40 км/ч на одну минуту, бросив газ плавно остановить машину;
и) заглушить и завести двигатель;
к) плавно разогнаться до скорости 80 км/ч на одну минуту, остановиться;
л) заглушить и завести двигатель;
м) продолжить движение в разных режимах в течение 20 минут (разгон до 40 км/ч, разгон до
80 км/ч, движение по прямой с постоянной скоростью)
• Проехать на автомобиле 5-20 км, не давая большой нагрузки двигателю.
• Убедиться в отсутствие течи масла с прокладки поддона, сальников АКПП, масляных патрубков радиаторов.
• При необходимости довести уровень масла до нижней отметки горячего уровня.

_________________

TOLEX TUNING : ремонт | обслуживание | запчасти LEXUS - с клубными скидками!
LEXUS на Мосфильме 7(495)241-21-08 | LEXUS на Сущевке 7(495)241-21-01 | LEXUS на Таганке 7(495)241-21-00
Сброс адаптации АКПП
официальный дилер TRD

  •  
  • +3
29-10-2016 
29-10-2016 
Извиняюсь, но спрошу здесь, готов создать тему в другом разделе, но не знаю где, или если будет понятный ответ, прошу перенести модератором. Rolling Eyes
Т.к. уважаемый Партнёр клуба даёт коментарии по поводу Акпп:
не смог найти у себя сброс памяти AT в TIS-е, авто RX400 (Гибрид). Crying or Very sad
Нет такой утилиты в "Engine and ECT", скрины прилагаю.
У Гибридов это не возможно по определению, т.к. автомат "планетарка", или же находиться в другой вкладке ?
Тем не менее, нашёл другой "reset", во вкладке "Гибрид контроль", что эта за функционал, и за что он отвечает ? Заранее Спасибо. Wink
Сброс адаптации АКПП
Сброс адаптации АКПП
Сброс адаптации АКПП

_________________

В технике чудес не бывает

  •  
29-10-2016 
29-10-2016 
барс027 писал(а):
.к. уважаемый Партнёр клуба даёт коментарии по поводу Акпп:
не смог найти у себя сброс памяти AT в TIS-е, авто RX400 (Гибрид).
Нет такой утилиты в "Engine and ECT", скрины прилагаю.
У Гибридов это не возможно по определению, т.к. автомат "планетарка", или же находиться в другой вкладке ?
Тем не менее, нашёл другой "reset", во вкладке "Гибрид контроль", что эта за функционал, и за что он отвечает ? Заранее Спасибо.
Вы все правильно понимаете, так как в RX400 нет АКПП, провести адаптацию АКПП невозможно. Функция инициализации, о которой Вы говорите отвечает за сброс памяти данных, сохраненных для датчика тока. Используется эта функция при замене АКБ, или при замене датчика тока, или при замене блока управления гибридом.

_________________

TOLEX TUNING : ремонт | обслуживание | запчасти LEXUS - с клубными скидками!
LEXUS на Мосфильме 7(495)241-21-08 | LEXUS на Сущевке 7(495)241-21-01 | LEXUS на Таганке 7(495)241-21-00
Сброс адаптации АКПП
официальный дилер TRD

  •  
  • +1
11-06-2017 
11-06-2017 
Tolex Tuning, подскажите пожалуйста, собираюсь установить АКПП с пробегом 30 тыс.км (пробег авто is250 2006г. 160 тыс.км) нужно ли мне делать сброс адаптации АКПП. И вопрос по сканеру, каким это лучше сделать? Где-то видел пост, что только дилерский сканер справляется с этой задачей!

_________________

Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом.

  •  
  • -1
11-06-2017 
11-06-2017 
TonyCarleone писал(а):
Tolex Tuning, подскажите пожалуйста, собираюсь установить АКПП с пробегом 30 тыс.км (пробег авто is250 2006г. 160 тыс.км) нужно ли мне делать сброс адаптации АКПП. И вопрос по сканеру, каким это лучше сделать? Где-то видел пост, что только дилерский сканер справляется с этой задачей!
Если вы собираетесь менять АКПП установленное на вашем автомобиле на контрактную с пробегом в 30000 км, то адаптацию АКПП проводить надо обязательно! Рекомендуем сначала промыть контрактную АКПП, заменить в ней фильтр и только после этого провести адаптацию!

_________________

TOLEX TUNING : ремонт | обслуживание | запчасти LEXUS - с клубными скидками!
LEXUS на Мосфильме 7(495)241-21-08 | LEXUS на Сущевке 7(495)241-21-01 | LEXUS на Таганке 7(495)241-21-00
Сброс адаптации АКПП
официальный дилер TRD

  •  
11-06-2017 
11-06-2017 
Tolex Tuning, Про сканер не подскажите, а то вопрос висит в воздухе!

_________________

Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом.

  •  
26-06-2017 
26-06-2017 
TonyCarleone писал(а):
Tolex Tuning, Про сканер не подскажите, а то вопрос висит в воздухе!
Поиск рулит - Толекс в теме по LX все разжевал и по адаптации и по прибору. Там вообще интереснейшая дискуссия и они там и по GS отписались.

"Для выполнения этой процедуры ТОЙОТА одобрен интерфейс MongoosePro® Toyota 2 (MFC)".
link

_________________


  •  
  • +1
11-04-2018 
11-04-2018 
Скажите, пожалуйста, данный алгоритм адаптации годится ли для коробок U151F?
В книге Тойота рекомендует делать ROAD TEST после выполнения RESET MEMORY.
А Road Test рекомендует разгонять автомобиль, выжав педаль в пол.
Если педаль в пол не выжимать, то при кикдауне происходит переключение на 2-ю передачу с пятой, хотя он не должен опускаться ниже третьей (переключение на 2-ю не имеет смысла - это дикие обороты без должного ускорения с явным насилием над двигателем и транмсиссией).

Есть проблема - никак не получается сделать адаптацию АКПП нормально после замены ДВС на контрактный. Вроде всё нормально, но после reset memory в течение двух недель блок управления ДВС/АКПП настойчиво постепенно перенастраивается на режим, когда начинают ощущаться толчки при переключении передач (особенно при холодной трансмиссионной жидкости).
Толчки ощущаются именно при определённых оборотах. Так же при езде при на 4-й передаче при сбросе газа (когда начинает машина идти накатом и тормозить двигателем) и последующем нажатии на газ ощущается толчок. Это происходит именно при прогреве трансмиссионной жидкости свыше 50 градусов (точнее свыше 48 градусов), когда начинает работать lock-up.
До прогрева АКПП (пока мозги не разрешают работу блокировки муфты ГТ) такого эффекта нет.
  •  
12-04-2018 
12-04-2018 
Wolkusha писал(а):
Скажите, пожалуйста, данный алгоритм адаптации годится ли для коробок U151F?
В книге Тойота рекомендует делать ROAD TEST после выполнения RESET MEMORY.
А Road Test рекомендует разгонять автомобиль, выжав педаль в пол.
Если педаль в пол не выжимать, то при кикдауне происходит переключение на 2-ю передачу с пятой, хотя он не должен опускаться ниже третьей (переключение на 2-ю не имеет смысла - это дикие обороты без должного ускорения с явным насилием над двигателем и транмсиссией).

Есть проблема - никак не получается сделать адаптацию АКПП нормально после замены ДВС на контрактный. Вроде всё нормально, но после reset memory в течение двух недель блок управления ДВС/АКПП настойчиво постепенно перенастраивается на режим, когда начинают ощущаться толчки при переключении передач (особенно при холодной трансмиссионной жидкости).
Толчки ощущаются именно при определённых оборотах. Так же при езде при на 4-й передаче при сбросе газа (когда начинает машина идти накатом и тормозить двигателем) и последующем нажатии на газ ощущается толчок. Это происходит именно при прогреве трансмиссионной жидкости свыше 50 градусов (точнее свыше 48 градусов), когда начинает работать lock-up.
До прогрева АКПП (пока мозги не разрешают работу блокировки муфты ГТ) такого эффекта нет.
Может надо железо в коробке смотреть или гидроблок чистить?

_________________

Удачи на дорогах ... и на подругах !

  •  
13-04-2018 
13-04-2018 
Так капиталили коробку, все зазоры в пакетах в норме, и гидроблок новый ставили.
Проблемы начались сразу после установки крнтрактного двигателя (толчки при нажатии газа при накате) и чем дальше - тем сильнее. поменяли масло, сбросили адаптацию - вся эта беда быстро вернулась, да ещё и начала включаться третья передача с ударом иногда (пробуксовка).
Полезли в коробку, поменяли сталь, фрикционы, поршни, прокладки все, втулки кое где на подшипниках. Стало лучше, но не так, как было до ремонта и со старым ДВС. еще и смущает то, что давление ТЖ по манометру немного колышется (53-54 PSI на третьей передаче и 54-55 на 4-5 передачах при норме в 54-60 PSI) при температуре 79 град и 622 RPM.

Хочу понять есть ли для U151F какая-то нормальная методика адаптации АКПП.
В мануале пишут делайте ROAD TEST. А он подразумевает разгон до 5-й передачи в режиме "тапка в пол". А 5-я включается на 225 км/ч, хотя ограничитель в мозгах на 190 км/ч. В любом случае что-то здесь не так, не может быть, чтобы для адаптации АКПП надо было рисковать жизнью и деньгами.
  •  
30-06-2018 
30-06-2018 
Wolkusha, Приветствую! решили проблему?

_________________

Москва р-н Марьино RX330 11/2005 темно-синий.

  •  
30-06-2018 
30-06-2018 
Wolkusha писал(а):
В мануале пишут делайте ROAD TEST. А он подразумевает разгон до 5-й передачи в режиме "тапка в пол". А 5-я включается на 225 км/ч, хотя ограничитель в мозгах на 190 км/ч.
где такая фигня написана? при адаптации во время дорожного теста надо, что бы коробка переключилась на все передачи плавно, поэтому наоборот не надо тапку в пол давить!

_________________

Кто не знает, в какую гавань ему плыть, для того не бывает попутного ветра.

  •  
12-07-2018 
12-07-2018 
benz_kz писал(а):
Amd wallbash
Есть у кого-нибудь информация как делается сброс адаптации АКПП? Желательно подробная, с выбором конкретных менюшек на диагностическом сканере.

У кого-нибудь был опыт и какие результаты? Стала ли коробка переключаться плавнее?
Сброс адаптации АКПП происходит следующим образом:
К диагностическому разъему автомобиля подключается диагностический компьютер Techstream.
В появившемся меню выбираются пункты: Функция коробки передач ->Утилиты-> Сброс параметров - "Reset".
После этого устанавливаются заводские параметры АКПП и она начинает "обучаться" заново.
Для правильной адаптации АКПП необходимо, чтобы переключились все передачи автомобиля при разных скоростях (выжим педали акселерации 20/50/70%)

_________________

TOLEX TUNING : ремонт | обслуживание | запчасти LEXUS - с клубными скидками!
LEXUS на Мосфильме 7(495)241-21-08 | LEXUS на Сущевке 7(495)241-21-01 | LEXUS на Таганке 7(495)241-21-00
Сброс адаптации АКПП
официальный дилер TRD

  •  
29-11-2018 
29-11-2018 
Tolex Tuning,
Здравствуйте подскажете при использовании варианта с очисткой микросхемы памяти.
1 Если нету возможности гарантированно провести сброс адаптации, можно ли в таком случае рассмотреть вариант с выпаиванием микросхемы флешь памяти из блока и последующей ее очистки через программатор, либо заменой на новую без каких либо данных ?
Тут правда возникает вопрос сможет ли плис, либо контроллер (надо смотреть что в данном случае взаимодействует с микросхемой памяти блока управления) создать заново структуру для записи данных ...
  •  
7-12-2018 
7-12-2018 
Denis_123 писал(а):
Tolex Tuning,
Здравствуйте подскажете при использовании варианта с очисткой микросхемы памяти.
1 Если нету возможности гарантированно провести сброс адаптации, можно ли в таком случае рассмотреть вариант с выпаиванием микросхемы флешь памяти из блока и последующей ее очистки через программатор, либо заменой на новую без каких либо данных ?
Тут правда возникает вопрос сможет ли плис, либо контроллер (надо смотреть что в данном случае взаимодействует с микросхемой памяти блока управления) создать заново структуру для записи данных ...
Здравствуйте!
Для сброса параметров адаптации АКПП мы пользуемся лишь методом с подключением диагностического сканера через разъём OBD, поскольку только
данный способ рекомендован заводом-изготовителем и является единственным решением в данной ситуации.
Метод с выпаиванием блока памяти может произвести к непредсказуемым последствиям и категорически не рекомендуется нами, поскольку это будет самостоятельным
вмешательством в электронику.

_________________

TOLEX TUNING : ремонт | обслуживание | запчасти LEXUS - с клубными скидками!
LEXUS на Мосфильме 7(495)241-21-08 | LEXUS на Сущевке 7(495)241-21-01 | LEXUS на Таганке 7(495)241-21-00
Сброс адаптации АКПП
официальный дилер TRD

  •  
Реклама для незарегистрированных пользователей. Зарегистрироваться в Клубе
Новая тема  
Все форумы  »  Клуб Lexus GS  » Lexus GS III (2005-2011)  » Трансмиссия Правила форумов