Только в 2007 году в столице было угнано более полусотни элитных авто
Александр КОЦ — 10.12.2007
«Богатые тоже плачут»
«22.11.2007 г. в период с 22.00 до 22.20 неизвестный совершил кражу автомашины «Мазерати-Купе». Материальный ущерб составил около 1 миллиона 750 тысяч рублей». «23.11.2007 г. неизвестный совершил кражу автомобиля «Порше». Материальный ущерб составил около 4 миллионов рублей».
Все это - из милицейских протоколов нового времени. Еще несколько лет назад названия некоторых авто, на которые сегодня покушаются угонщики, можно было услышать только в голливудских фильмах. Теперь же преступников не останавливают ни навороченные противоугонки, ни марка машины, ни ее уникальность и раритетность.
Только за этот год в Москве было угнано около 40 элитных внедорожников «Порше Кайен». Но это - пусть дорогая, но весьма распространенная модель. А вот пропажи 11 элитных «Бентли», одного роскошного «Майбаха» и одного «Мазерати» стали событиями года как для криминальной Москвы, так и для правоохранительной. Товар-то штучный и заметный, просто так, перебив номера, не сбагришь. Это же не «Мерседес-600» какой-нибудь.
- Это тенденция, которую можно назвать известной крылатой фразой «Богатые тоже плачут», - рассказал «КП» лидер Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. - Какой-то новый бизнес явно формируется. Причем, может быть, по принципу, который я наблюдал, например, в южных наших краях. Взять Краснодарский край. Там угоняют машины не местных владельцев, а из других регионов. Московские - это уж прямо лакомый кусочек. Через некоторое время выходят на хозяина и предлагают ее выкупить. Хотя я не говорю, что совсем исключен такой вид бизнеса - перебивка, перепродажа, перекраска... Ну а в данном случае это самый простой и самый, может быть, выгодный бизнес, потому что вкладывается минимум. Только отгоняется машина и прячется. Потом возвращается и получается некая доля. Я не знаю, какова статистика по такому типу преступлений: украсть украли, милиция не нашла, но машину могли вернуть преступники, договорившись с хозяином. И это вряд ли будет афишироваться. А вот такие единичные машины, как «Бентли», «Майбах», - это уже явно под заказ угоняются. Куда их потом девать, если они такие уникальные? Их самостоятельное передвижение по дороге исключено. Значит, либо здесь должны быть сговор и огромные взятки сотрудникам ГАИ для того, чтобы проехать какой-то участок пути. Либо эти машины должны прятаться в контейнеры, либо переправляться через такие каналы, которые не проверяются - военные аэродромы, другие какие-то структуры, те, которые сами себе начальники и сами себе хозяева. Поэтому далеко такую машину транспортировать сложно. Единственный вариант - какие-то республики, где все друг друга знают и никто не будет проверять машину на угон, даже подозревая ее криминальное прошлое. Это Северный Кавказ. Там кумовство развито так, что можно ездить и на угнанной машине, никто проверять не решится.
Кавказский след
В Чеченской Республике автору этих строк действительно приходилось видеть не то что единичные экземпляры, а целые колонны из черных «Кайенов», «крузаков», «Гелендвагенов»... Вряд ли кому-то в голову приходила идея пробить их на угон. Ведь это авто из кортежей уважаемых в республике людей. Хотя, поговаривают, для автопарка чеченской элиты машины закупались чуть ли не оптом в московских салонах.
Говоря о преступном бизнесе, и оперативники частенько упоминают Северный Кавказ и Ингушетию в частности. Именно там чаще всего попадаются на угонах дорогих авто. Полтора года назад на блокпосту на границе с Чечней бандиты даже попытались с боем отбить подельника, задержанного в ингушском селении Яндаре. Говорят, равного ему мастера по перебивке номеров по всей России не сыскать. «Мастера» отбить не удалось, но в ходе столкновения погибли девять человек. Страшная цена страшно прибыльного бизнеса.
Кстати, и в истории с угнанным в Москве «Майбахом» тоже не обошлось без выходцев из южного региона. В конце прошлого месяца трое друзей из солнечной Ингушетии напали на владельца дорогого «мерса». Но, к их несчастью, мимо проезжал патруль. Двое угонщиков сбежали, одного удалось задержать. Он и указал на «отстойник», где краденый «Майбах» стоимостью в полмиллиона долларов дожидался своей участи уже с транзитными номерами (якобы прибыл из Германии), новым замком зажигания с электронным ключом и иммобилайзером. По словам задержанного, скорее всего, машина ушла бы за границу.
«Майбах», к слову, был угнан «на гоп-стоп» - водителя оглушили, а позже выкинули из салона. Так что возиться с «сигналками» преступникам не пришлось. Однако в большинстве случаев угонщикам приходится попотеть.
- К сожалению, не все автовладельцы серьезно относятся к безопасности своего автомобиля, - рассказал «КП» эксперт по автомобильным системам безопасности Сергей Семенов. - Многие полагаются на штатную сигнализацию, которую бандиты уже щелкают как орехи. Впрочем, если машина «заказана», то не спасет ничего. Технической оснащенности сегодняшних угонщиков позавидовал бы Джеймс Бонд. Если еще года три назад неуязвимой считалась система со спутниковым слежением, то теперь она нейтрализуется портативными «глушилками». Сигнал пропадает, машину перегоняют в надежное место, где на нее устанавливаются новые электронные системы. После чего перебиваются номера, с помощью своих людей в милиции выписываются документы и - машина едет на продажу в контейнере или автофургоне в другой регион. Впрочем, очень сомнительно, что такие автомобили, как «Бентли» или «Мазерати» угоняются для продажи в России. Скорее всего, их либо возвращают за выкуп, либо перегоняют за границу. Причем уже с новыми личинками замков, ключами и электронными блоками управления, идентификационными бирками и наклейками, полученными прямо с завода-изготовителя. Это очень серьезный международный бизнес. Потом такие машины всплывают в Казахстане, на Украине, в странах Восточной Европы... Но это очень хлопотно.
Близнецы в законе
К слову, по неофициальной информации, семь из 11 угнанных в Москве «Бентли» уже вернулись к законным владельцам. Судя по всему, угонщики решили не заморачиваться с «экспортом» краденого, а впарить автомобили хозяевам за выкуп - и попались.
Но главных вопросов это не снимает. Где преступники берут новые документы на машины? Кто ставит на учет угнанные авто? С чьей помощью краденые «Бентли» и «Кайены» проезжают через посты ГИБДД? И почему, наконец, в стране нет единой, доступной всем базы данных на автомобили? Ведь пострадать может ни в чем не повинный человек, купивший «грязную» машину. Если такую изымут правоохранители, деньги владельцу никто не вернет.
- Уже давно об этом говорится - почему не совместить все базы и не открыть их, как в Канаде или Штатах? - возмущается Вячеслав Лысаков. - Там есть единая открытая интернет-база, куда сходится вся информация о машине. О всех ее владельцах, авариях, обслуживании и так далее. Человек, который покупает машину, может все сразу о ней узнать. У нас же все эти данные - страховщиков, ФСБ, МВД - закрыты, засекречены. В том числе, кстати, и база производителя машин, они тоже «химичат». Там есть двойники, схемы увода выпускаемой техники с конвейера, с последующей продажей. Так вот, каждый за эту базу держится, не открывая ее никому. Член нашей общественной организации, действующий сотрудник одной из спецслужб, рассказал такую историю. На совместном совещании всех силовиков одного региона, спецы предложили сделать дистанционный вход в гаишную базу для оперативных целей. Гаишники страшно упирались. В конце концов сошлись на том, что дали просто телефон, по которому можно звонить и через сотрудника пробивать номера. И вот однажды, когда они устанавливали принадлежность «Лэнд Крузера», сотрудник ГИБДД сообщил, что под номером джипа зарегистрированы «Жигули». После чего данные об этой машине из базы вообще исчезли. И до сих пор она разъезжает по городу и неизвестно кому принадлежит. Меня не удивляет нежелание определенных структур делиться своей информацией, открывать ее. Потому что если совместить вместе базы МВД, ФСБ, страховщиков, производителей, то выплывет столько скелетов из разных шкафов. Известная история со столичными «оборотнями в погонах», промышлявшими поддельными документами на машины, спецномерами и торговлей угнанными машинами покажется детским садом.
Кстати, схема с этим «Крузером» одна из самых популярных среди угонщиков. Правда, чаще всего двойники - близнецы. К примеру, угоняется «Мерседес» в Москве и ставится в гараж. Преступники находят точно такой же автомобиль в столице, и через своих людей в МВД штампуют дубликаты документов и госномеров. Затем перебивают номера агрегатов и продают в другом регионе страны по генеральной доверенности. Ездить с московскими номерами где-нибудь в Новосибирске не запрещено. И никто там не будет сверять свою базу данных на авто с московской. А если же машина-двойник зарегистрирована в каком-нибудь ЗАТО (закрытом административно-территориальном образовании), то цена на нее возрастает в полтора раза. В закрытых городках своя спецбаза данных, которая обычному гаишнику недоступна.
Впрочем, такие заморочки используются только при «работе» с дорогими авто. В большинстве же своем в столице угоняются обычные «бюджетные» модели. Треть из них - «Жигули». Их можно и на запчасти разобрать, и номера перебить в кустарных условиях. Да и затеряться в мегаполисе на неприметном авто намного проще. Вот и растет нехорошая статистика - в прошлом году было угнано 8 тысяч машин, в этом - уже 11. Эксперты связывают это с растущей технической грамотностью преступников.
Но есть и еще одна немаловажная деталь - статья 166 Уголовного кодекса «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». В этой статье и кроется возрастающая популярность прибыльного бизнеса. Ведь в любой момент воришка может сказать, что сел в машину погреться или девушку покатать. Но уж никак не похищать автомобиль. И отделаться в лучшем случае штрафом в 120 тысяч рублей или условным сроком. Есть и реальное наказание - до 5 лет колонии, но применяется не часто.
- Это все равно, что шубу с кого-нибудь снять и сказать в суде, что взял поносить, - вздыхает Вячеслав Лысаков. - Поэтому мы сейчас выходим с инициативой к законотворцам с просьбой ужесточить наказание и выделить отдельной статьей хищение автомобилей. Помнится, в советские времена в Грузии подняли планку до 10 лет колонии. И тогда все угонщики расползлись по соседним республикам.
ПРИЕХАЛИ!
У скромного инспектора ГИБДД угнали «Хаммер»
Дорогие машины угонщики уводят у всех без разбора. Даже, как выясняется, у гаишников. Недавно своего дорогого внедорожника «Хаммер» лишился сотрудник одного из спецбатальонов ГИБДД Московской области.
Александр Царьков обратился с заявлением в милицию несколько дней назад. Сообщил, что припарковал «Хаммер», на котором ездил по доверенности (официально машина зарегистрирована на жителя Солнечногорского района Владимира Натурина. - Ред.), у дома № 1 по улице Джавахарлала Неру. Отсутствовал гаишник два с половиной часа - с половины восьмого вечера до десяти. И этого времени с лихвой хватило угонщикам для того, чтобы его дорогущую машину умыкнуть. Справились воры, очевидно, без проблем: авто было оборудовано лишь обычной сигнализацией, отключить которую опытным угонщикам - раз плюнуть.
Милиционеры место, откуда пропал «Хаммер», осмотрели тщательно. Поискали очевидцев. Но, увы, никто, ничего...
Нанесенный ему ущерб Царьков оценил в 1 миллион 600 тысяч рублей. Часть этой суммы возместит страховая компания.
Елена ШЕРЕМЕТОВА
А вот еще был случай...
И даже не один случай, а целых 80! Именно столько, если верить статистике ГИБДД, за год в Москве похитили крупнотоннажной техники, т. е. «КамАЗов», самосвалов, автокранов и даже парочку бетономешалок и каток.
Казалось бы, кому могла понадобиться строительная техника? Все объясняется просто: цена на некоторые из этих средств запросто может переплюнуть стоимость автомобилей премиум-класса.
К тому же в Подмосковье активно ведется строительство частных домов...