ПОПРАВКИ к закону «О защите прав потребителей», вступающие в силу 12 декабря, могут совершить революцию в отношениях покупателей и продавцов новых автомобилей. Ведь теперь клиент имеет право вернуть машину в течение 15 дней после покупки практически по любой причине!
Раньше для замены технически сложного товара (к этой категории относятся и автомобили) или возврата денег требовалось, чтобы у него были существенные недостатки, а срок обмена не оговаривался. На практике это означало невозможность поменять автомобиль без судебного разбирательства. Теперь клиент вправе в течение 15-дневного срока поменять машину или вернуть потраченные на нее деньги в случае любой неисправности или брака. Например, плохо пригнана крышка бардачка или заметны вибрации двигателя на холостом ходу…
Если 15 суток уже истекли, недовольный автомобилист тоже может аннулировать сделку, но для этого нужно обосновать свое решение тем, что недостатки автомобиля — существенные. Причем если в Европе при таком возврате клиенту выдается стоимость за вычетом амортизации, то российский закон об этом умалчивает — покупатель вправе требовать всю сумму покупки, даже если с момента приобретения автомобиля прошел год или более. А еще одна причина возврата — если в течение гарантийного периода срок ремонта превышал 30 дней или если ожидать самого ремонта пришлось более 45 дней. И это — самое интересное: ведь сейчас нередки случаи многомесячных гарантийных ремонтов из-за ожидания запасных частей. Теперь производителям придется срочно наращивать мощности складов, а в особо трудных случаях снимать узлы и детали с других машин — чтобы клиент не ждал более 45 суток, — или договариваться с владельцами, предоставляя им подменные автомобили.
С одной стороны, это правильно — случаев, когда ремонта придется ждать месяцами, должно стать намного меньше. С другой стороны, автопроизводители замерли в ожидании бума так называемого потребительского экстремизма — волны немотивированных возвратов и скандальных судебных дел…
И еще одно новшество: при задержке предоплаченного товара продавец обязан выплатить клиенту пени в размере половины процента предоплаты за каждый день просрочки. Но объем штрафа не может превышать суммы, внесенной клиентом.