Первое близкое знакомство с УАЗом у меня было в 1984-м году. Наш 2-й курс 7-го факультета МАИ отправили на картошку и мы работали два месяца в жутком холоде и раскисших полях под дождем. Тем не менее, было весело. Одним из элементов веселья был агроном Фролыч и его видавший виды УАЗ-469. На обоих не было живого места от ударов судьбы и злоупотребления некачественным горючим, поэтому по отдельности они передвигаться уже не могли. Но стоило им объединиться, как все менялось. Фролыч перемещался на своем УАЗе по бескрайним владениям колхоза с бешеной скоростью и неотвратимостью. Стоило нам расслабиться и закурить, как из ниоткуда прилетал дымящий ком грязи с матерящимся изнутри Фролычем, и работы снова шли полным ходом. Фролычу было плевать, вдоль борозды или поперек. И его УАЗ проезжал даже там, где тонули тракторы "Беларусь" и коровы.
Второе знакомство с УАЗом состоялось в 1993-м. На сей раз это был бортовой головастик 3303 , а поводом опять стала картошка. Моему другу Васе понадобилось вывезти с родительской дачи пару мешков, и я одолжил УАЗ у друга Саши, который на нем работал. Сказал, что нужно смотаться тут рядом. На самом деле мне нужно было в Нижегородскую область за 800 километров, но этого я не сказал . А Саша поэтому не сказал, что в понедельник ему сдавать УАЗ на списание. Подумал, что если "тут рядом", то как-нибудь обойдется. Но всё же предупредил, что не надо включать заднюю передачу.
И вот ранним субботним утром мы с Васей стартовали на дачу. Сразу же после МКАДа, судя по запаху, начался какой-то свиносовхоз. Мы задраили окна, но запах только усиливался. Километров через двадцать я решил поискать источник в салоне и вскоре нашел по запаху. Так я узнал, что в головастике аккумулятор стоит прямо за спинкой водительского сидения. А из-за умершего реле он заряжался непрерывно и кипел отборным сероводородом. Дальше мы ехали только с открытыми окнами. При этом у меня мерзла шея и правая нога - в штанину дуло из-под педали газа. И еще эту педаль нужно было давить даже на остановках, иначе мотор сразу глох. Поэтому, если мне хотелось выйти отлить, Вася перегибался через мотор и давил на педаль руками. Тем не менее, даже такой ушатанный головастик со временем разгонялся до сотни. Правда медленно, поэтому я старался не снижать скорость. Иногда приходилось сигналить местным, чтоб пропустили. Местные тут же сворачивали на обочину и тормозили. Они не могли поверить, что головастик моргает фарами, потому что хочет их обогнать. И бежали смотреть, что там у них сломалось.
До деревни доехали без поломок. Загрузили картошку и собрались стартовать обратно в 4 утра. К этому времени аккумулятор окончательно сдох, но выручил пьяный сосед-тракторист. Он взял головастика на буксир и рванул с ним по полю. Завести удалось не сразу, но потом я их догнал, запрыгнул в кабину и всё получилось. Я так обрадовался, что зачем-то решил сдать задом, хотя Саша предупреждал. В результате кочерга переключения передач осталась в руке. Сначала было отчаяние. Но поворошив кочергой в коробке минут десять, я все же вставил ее на место, и мы сумели доехать домой.
После этого я не подходил к УАЗам почти 25 лет. Я слышал, что у них что-то там обновилось, но рисковать не хотел. И вдруг этой осенью мы с сыном поехали на
В общем, осенью меня укусил УАЗ и процесс пошел. Не могу сказать, что я уже дошел до покупки УАЗа, но интерес появился. Понятно, что я не упустил шанса съездить на тест-драйв обновленного Патриота в Армению. В основном, конечно, ради Армении, которая очень вкусная и красивая. Думаю, что большинство коллег-журналистов поехали по той же причине. Многие на УАЗах вообще никогда не ездили, поэтому были крайне удивлены. Все почему-то ожидали худшего.
Я вообще думал, что Патриот стал другим только внешне, а внутри тот же спартанский салон, выдолбленный в цельном куске железа с элементами брезента и дерматина. Но оказалось, что годы исследований и доработок все же привели к некоторым результатам. Теперь у него вполне современный салон, приборы и электроника. Появилась даже система стабилизации курсовой устойчивости ESP от BOSCH в сочетании с ABS и функцией распределения тормозных усилий EBD. А это значит, что теперь сам УАЗ помогает водителю и себе не улететь с дороги. Безусловно, некоторые владельцы Lexus улыбнутся в ответ на этот «прогресс», но ведь мы говорим об автомобиле совсем за другие деньги и для других целей. Всё это безусловно делает его более удобным инструментом в нужное временя и в нужном месте, так же как и подушки безопасности и другие новые штуки, включая круиз-контроль и предпусковой подогреватель с возможностью программирования.
Теперь про эмоции.
Понравилось:
Просторный, комфортный салон. Реально удобно и много места везде.
Есть даже мультифункциональный руль с круиз-контролем, ограничителем скорости и кнопками управления музыкой и громкой связью. Руль, кстати, с подогревом, причем по всему периметру, а не частями, как на Lexus
Регулировка руля по вылету и наклону.
Неожиданно, нигде ничего не гремит и не скрипит, хотя пластик с виду самый простой.
Несмотря на то, что ветер продолжает гулять через уплотнители даже в бюджетных иномарках, УАЗ эту беду поборол – ниотуда не дует.
Подогрев сидений быстрый, мощный и они потом долго не остывают. Не знаю, что там внутри, но зимой эффект впечатляет.
Кнопочное управление блокировками и раздаткой на центральном тоннеле. Больше не надо думать, для чего там еще два рычага и куда их дергать.
Системы активной безопасности. Пару раз на спуске с замерзшей горы весьма помогали вывести УАЗ из заноса. Я понимаю, что хороший водитель должен уметь это делать и без систем, но на УАЗе с непривычки не всегда получалось. И вот тогда он выручал.
Не понравилось:
Похоже, китайские производители мультимедийных систем обманули завод и поставляют продукцию более низкого качества, чем должны. Из-за этого не всегда срабатывают кнопки громкости на руле и ее регулятор на магнитоле. Представитель завода обещал разобраться.
Лошадиных сил маловато. На трассе с трудом удавалось разогнаться до 120. С другой стороны, на УАЗе лучше и не разгоняться больше 120-ти. Он не для этого предназначен.
Пытаясь отрегулировать сидение слева, попадаешь в карман двери. Понятно, что сидение не регулируют каждый день по нескольку раз, но все равно лучше это исправить.
Передние замки ремней безопасности установлены на жестких держателях и ремень легко вставить одной рукой. Сзади же держатели тряпочные, и приходится повозиться двумя руками, чтоб пристегнуться. Это не очень удобно.
Цена. Мне пока психологически сложно представить, как я отдаю миллион за УАЗ. Впрочем, представить, как я отдаю шесть миллионов за Lexus LX мне еще сложнее.
Выводы.
Их я сделал исключительно для себя. В чем-то могу ошибаться, поэтому никому не навязываю.
УАЗ - истинный патриот. В отличие от АВТОВАЗа, они не получают миллиардных дотаций и прочей поддержки и умудряются выживать сами и сохранять родимый российский бренд. И не просто выживать, а снабжать самыми проходимыми автомобилями армию, медиков, связистов, почтальонов и обычных клиентов. Да, без дотаций УАЗ совершенствуется не так быстро, но вектор правильный и я в них верю. Они делают честные автомобили.
УАЗ работает над ошибками. Тоже не слишком быстро, но застарелые болячки уходят и надежность растет. К тому же, 3 года гарантии намекают, что за ремонт не придется платить.
Многие просят более мощный двигатель и коробку-автомат. Я тоже. Но тогда цена перевалит еще дальше за миллион, да и налог вырастет. А когда ценник сравняется с ценами на европейские кроссоверы, все сразу начнут кричать "Да зачем мне УАЗ, если я могу купить KIA за те же деньги?" И различия в проходимости не убедят никого, если человек покупает машину для города.
На мой взгляд, целевая аудитория топовых Патриотов - люди с нормальным доходом, но из регионов с плохими дорогами. Те, кому важна проходимость, но при этом нужен комфорт, минимальная электроника из 21-го века и экстерьер. И те, кто уже понял, что убивать иномарку на таких дорогах жалко и дорого. Да и запчасти иногда приходится ждать на заказ, а на УАЗ все дешево и продается везде.
Безусловно, владелец даже изрядно подержанного Lexus вряд ли захочет променять ощущения от своего автомобиля даже на совершенно новенький и пахнущий краской УАЗ. Как бы он ни был совершенен относительно своих прежних собратьев. Но я вспоминаю знакомых, которые на своих лесных делянках держат исключительно для бездорожья дорогие, сверкающие внедорожники. А есть и напротив те, кто «выдал» своим лесникам свои древние, убитые джипы. Есть и рачительная категория среди таких, в целом далеко не бедных людей: у таких на хозяйстве эксплуатируются отечественные машины, но к которым слово комфорт вообще неприменимо. Пожалуй, Патриот для таких целей был бы идеальной заменой. Его ремонт можно доверить любому «Петровичу» на местности, который при необходимости найдет запчасти в ближайшем райцентре.
Да и конструкция, в целом, получилась достаточно крепкой и многократной доработанной для того, чтобы эти поломки были редки. На УАЗе можно не только полностью мимикрировать под зажиточного, но «своего» в любой российской глубинке, но и сделать это с неожиданным комфортом. Раньше отечественный автопром просто никогда не умел комбинировать проходимость и комфорт, считая это разнополярными и мешающими друг-другу достоинствами.
Кроме того, после пары дней на УАЗе вы поймете, что ваш премиальный автомобиль настолько прекрасен, что его совершенно не нужно менять, даже если такие мысли уже посещали. Кроме того, на УАЗе можно будет кататься туда, где не хочется убивать премиальный - еще один профит. Ну и если мы так же упорно будем ссориться с остальным миром, может случиться, что запчасти в стране можно будет добыть только на отечественный автомобиль. И вот тогда ваш УАЗ вас по-настоящему выручит и в конце концов вывезет к светлому будущему.
Игорь Чер-ский,
Москва-Ереван, декабрь 2016
Мысли и чувства других участников теста можно посмотреть здесь
Еще одно видео с тест-драйва
Остальные подробности и технические характеристики желающие легко обнаружат на
Моя полная фотогалерея по тест-драйву