Выпуск седанов премиум-класса, отличающихся повышенным комфортом, у компании BMW AG началось с модели BMW 7-series E23. Тогда еще не считалось зазорным штамповать одну модель на протяжении целых десяти лет и E23 сходила с конвейера с 1976 по 1986 годы. В то время BMW 7-series E23 заслуженно считался современным авто. Именно в этой модели впервые применили индикатор межсервисного интервала и надписью "check control", которая сигнализировала водителю о том, что какая-либо функция работает неправильно. Кроме этого, в комплектации первой "семерки" был предусмотрен климат-контроль, что в те годы было удивительным новшеством. Впрочем, изначально и в базовую комплектацию не входили даже ABS и бортовой компьютер.
До 1989 года жизнь "семерки" была счастливой и безоблачной, в спокойном балансе конкуренции с хорошо знакомыми коллегами. Этот сегмент автомобильного рынка был уже давно и прочно обжит известными европейскими и американскими марками. Когда на автошоу в Детройте, морозным январем 89-го представили новый Lexus LS, мало кто из производителей европейских премиум-седанов воспринял эту новость всерьёз. И зря. В дальнейшем Lexus LS неоднократно признавался лучшим автомобилем года в США и получал разные премии от авторитетных изданий. А двигатель 1UZ несколько лет входил в десятку лучших двигателей мировых производителей.
В 1992 году баварцы предлагают покупателям незначительный рестайлинг своего флагмана, "семерки" в кузове E32, выпускаемой к тому времени уже 6 лет, с 1986 года. В этом же году, по объему продаж в США Lexus обгоняет своих конкурентов – BMW и Mercedes-Benz – и становится лидирующим импортером автомобилей класса люкс. В BMW начинается активная работа и анализ неожиданного успеха японских конкурентов. В 1994 году BMW представляет миру свой новый премиум-седан - 7-series E38. Автомобиль, который стал одним из самых культовых и ... одновременно капризных. Основной причиной отказов стало отчаянное желание удивить потребителя инновациями и обилием сложной электроники, ранее несвойственной немецкому концерну в таких объемах. К слову, сам я не один год ездил на семерке в кузове E38. У меня остались очень противоречивые воспоминания. От недоумения и негодования от некоторых технических решений и сопутствующих проблем, до искреннего восторга и азарта от ходовых качестве этого, безусловно красивого и комфортного для своего времени, автомобиля.
Когда испанское представительство BMW предложило мне провести тест-драйв своей новой "семерки", которая только появилась в продаже, я с радостью согласился. Ведь кроме личного желания опробовать новый флагман, мне было очень интересно донести свои впечатления до одноклубников, в клубном обзоре. Кому как не нашим LS-водам будет интересно почитать о новшествах соседей по классу?
Испанцы радушно предложили полный спектр силовых агрегатов и комплектаций - от удлиненной 750il до 730 и не только d, дизельной, но и по-случаю попавшей для тестов редкой версии i (рынки сбыта кроме Китая и Турции пока под вопросом) семерки с 2-х литровым (!) двигателем B48N20. Но если говорить об официальном спектре двигателей автомобилей для европейского рынка, то это:
* 730i/Li – бензиновый В48, объем 2,0 л на 4 цилиндра, мощностью 258 л.с.;
* 740i/Li - бензиновый В58В30М0, объем 3,0 л на 6 цилиндров, мощностью 326 л.с.;
* 750i/Li – V-образный бензиновый N63B44O2 Biturbo, объем 4,4 л на 4 цилиндра, мощностью 450 л.с.;
* 730d/Ld - дизельный В57D30O0, объем 3,0 л на 6 цилиндров, мощностью 265 л.с.;
* 740Ld - дизельный В57D30O0, объем 3,0 л на 6 цилиндров, мощностью 320 л.с.;
* 740e - гибридный В48В20, объем 2,0 л на 4 цилиндра, мощностью 258+95 л.с.
Тест-драйв предстоял по испанскому, горному серпантину. Через Пиренеи, на территорию Франции. Я подумал и выбрал себе для маршрута основным автомобилем дизельную версию, 730d. Причем не простую, а xdrive - полноприводную. Почему? Пожалуй, это единственная версия, владельцем которой я бы теоретически мог себя представить. Дизельный двигатель скромного объема заявлен мощностью в 265 л.с., а разгон до 100 км/ч - оптимистичные 6.1 секунды. При этом городской расход рекламные проспекты обещают менее 6 литров, а по трассе и вовсе 4 с небольшим. Фантастика!
Я с сочувствием посмотрел на коллег, оживленно завладевших ключами от 750Li - самого мощного мотора в гамме, установленного на удлинённую базу модели. В чём интерес тест-драйва такой версии, изначально предполагающей за рулём только водителя?
Говоря "ключами", я подразумеваю один, которые раздали нам организаторы. Правда, больше он похож не на ключ, а на небольшой смартфон. C цветным дисплеем и сенсорным управлением. Хотя, умеет он даже больше, чем обычный мобильник.
После изучения функционала этого мини-планшета, отдельные кнопки открывания багажника или дверей кажутся нелепыми рудиментами.
"Семерка может сама парковаться!" - вдруг гордо заявляет мне из-за спины сотрудник BMW, выдающий автомобиль
"Да что вы говорите? А у нас, в России и Форд Фокус это умеет!" - парирую я
"Нет, вы не поняли. BMW заезжает в узкое пространства сама. Без водителя! Но без поворотов руля, только прямо. Просто взад-вперед" - отвечает мне испанец и смотря на ключ в моих руках продолжает: "А при помощи ключа можно управлять педалью газа".
Фишка кажется мне забавной и с не очень понятным предназначением, поэтому я прошу продемонстрировать её. Сотрудник компании сразу как-то стушевался: "Я не изучал эту опцию. Только видел со стороны. Не знаю, как работает. Надо почитать книжки, описания. Вы точно хотите посмотреть? Я тогда сегодня ночью всё прочитаю, изучу и завтра утром попробуем!".
Но, посмотреть как работает чудо-пилот парковки мне так и не удалось. А жаль. Особенно мне понравился комментарий про "возможность управления газом при автоматической парковке". В чем же тогда её "авто"-часть, если автомобиль только двигается вперед и назад, а педаль газа управлятся с ключа, водителем снаружи?
Последние 15 лет баварские дизайнеры "активно работают над совершенствованием" облика когда-то воплощенного Крисом Бэнглом. Оптика обзавелась россыпью светодиодов и узкими led-полосками сзади в добавок к кольцам. Хром кочует с одних деталей на другие, опутывая кузов с разных мест.
Вроде бы всё верно и узнаваемость остается, но революций больше не предвидится. Творение ранее яростно критикуемого Бэнгла теперь приняли за икону корпоративного стиля, а на новый виток развития решительность явно не хватает. А может, и не надо?
Я нащупываю рукоятку капота в салоне и дергаю ее на себя. Капот издает щелчок и чуть приподнимается.
... но капот не открывается. Вальяжным жестом я направляю руку к "ноздрям", в поисках "флажка"-открывашки. Нет. Шарю ладонью по узкому, открывшемуся зазору - никаких фиксаторов. Снова подергиваю капот. Бесполезно.
Представитель BMW замечает, что я шарю руками по передней решетке и ... что-то оживленно начинает объяснять. Про перегрев системы охлаждения. Или недогрев? А, про вентиляцию! Он говорит, что в решетке спереди - автоматические шторки, которые могут закрывать и открывать вентиляцию через электроприводы. Для оптимизации температуры в системе охлаждения!
"В общем, оптимизировали картонку перед радиатором - понятно..." - бурчит русский коллега рядом, который тоже вместе со мной пытается всего-то открыть капот. Из решетки на нас насмешливо взирает одинокий глаз камеры фронтального обзора. Хочется мстительно ткнуть пальцем в этого циклопа.
Мы наконец объясняем свое пожелание заглянуть под капот и испанец, хлопнув себя по лбу, услужливо лезет и дёргает рычажок в салоне еще раз. Капот повторно щелкает и ... снова чуть приоткрывается. На этот раз - можно откинуть вверх.
"А, плохо работает замок капота?!" - оживившись, я спрашиваю испанца
"Нет-нет, что вы! Всё отлично работает! Просто надо дернуть рычаг в салоне дважды. Раз-щелчок, два-щелчок. Вот так. Такая система безопасности" - поясняет он мне.
Работает дизельный мотор при ближайшем рассмотрении вовсе не тихо. Мне показалось, что даже прежние версии звучали мягче, как-то бархатистее. Впрочем, слушать его надо не под капотом. И даже не с улицы. А в движении.
Если в первой "семерке" самым серьёзным электронным решением был check control, по своей сложности уступающий современному утюгу, то сейчас просто крутить баранку и переключать селектор передач недостаточно. Помимо россыпи кнопок, можно отдавать голосовые команды, вращать шайбу iDrive, нажимать на тач-скрин и даже размахивать руками в воздухе. Нет, не от возбуждения. "Семерка" понимает язык жестов. Правда, звучит это круче, чем работает. И, нет, язык глухонемых разучивать не придется. Достаточно выучить всего несколько движений - типа "щипков" пальцами в воздухе или вращения, для работы с изображением на дисплее. Кто знает, может со временем мы перестанем представлять себе жизнь без этого. Ну а пока, я записал эту опцию в набор "удивляек" для друзей, уверенно вычеркнув из "полезностей".
В "семёрке" тач-скрин, он понимает прикосновения к экрану. Когда-то и в моих старых моделях Lexus это тоже было. И это время было прекрасным, мне его не хватает. Но эйфория от сенсорного экрана новой "семерки" немного утихает - реакция на прикасания откровенно запоздалая. Хочется провести ассоциацию со старым планшетом на системе android - в начале пути этой ОС там всё работало очень похоже. Кстати, о планшетах на андроиде мне здесь тоже есть что рассказать. Но чуть позже.
Разобраться в меню BMW с непривычки непросто. Меню сменяются подменю, а подменю разветвляются дальше, на ... подподменю. Нужна изрядная сноровка и неплохая память, чтобы изучить всю иерархию и начать разбираться интуитивно. Путём хаотичных нажатий, я как-то пришёл к информации, что у меня "открыт отсек ароматизатора". Еще бы знать, где находится этот отсек - подсказка бы не помешала. Но комментарий на экране отсылает в руководство по эксплуатации. Которое взял из машины испанский сотрудник, чтобы прочитать в нем, как парковать "семерку" с помощью ключа с экраном. Посему, протестировать встроенный ароматизатор у меня не получилось. Как и автопарковку.
Если первый взгляд на блок кнопок стеклоподъемников был скептический - серебристый пластик, скоро облезет! То более пристальный анализ уже вызвал уважение.
В интерьере новой "семерки" невозможно не отметить значительно увеличившийся объем использования "крылатого металла". Реально смотря на вещи, можно уверенно сказать, что в отделке доминируют кожа, дерево и алюминий. Пластика осталось очень мало, а его качество доведено до совершенства. О "премиальности" салона говорит каждая деталь - а их здесь предостаточно!
Если вы подумали, что выше - блок управления настройками водительским сиденьем, то ошиблись. Это - центральный подлокотник заднего дивана. С индивидуальными настройками для босса и его спутника.
Комфорт сзади на ожидаемо высоком уровне. Есть даже специальная подставка для ног, которую сначала можно принять за привычный "карман" в спинке переднего кресла. Мониторы на спинках сидений выглядят не очень монолитно, но в то же время являются штатным оснащением. Да и неудивительно, ведь это планшетные компьютеры!
С них можно не только смотреть мультимедийный контент, наблюдать за навигацией или читать новости, но и управлять рядом функций автомобиля. От цвета подсветки салона до массажных функций. У Mercedes-Benz, ближайшего конкурента, в качестве альтернативы своему перегруженному кнопками пульту управления предлагается приложение для Android и iOS – Mercedes-Benz Touch. Кстати, тоже неплохой вариант.
Функциям планшетов можно было посвятить отдельный материал, настолько много там всего интересного. Признаться, мне как технарю, доставило бы немалое удовольствие обстоятельно там покопаться. Правда, боюсь, без чтения мануалов бы не обошлось. А их к "семерке" прилагается целая библиотека. Интересно, кто должен читать - водитель или пассажир? Или по очереди?
К слову, планшеты здесь корейские - Samsung. Если копнуть чуть глубже и точнее - Galaxy Tab 4, хотя и замаскированный В принципе, Samsung давний партнер BMW, в том числе по батареям для гибридов или электрокаров, что отчасти оправдывает такой выбор. Хотя, как мне кажется, много кто из потребителей хотел бы видеть привычную им "яблочную" продукцию в этой роли.
Но, вернемся вперед! Водитель, мягко говоря, тоже не обделен удобством размещения.
Удобно устроившись за рулем, я продолжаю изучать интерьер. Некоторые элементы впечатляют, некоторые удивляют, а некоторые и вовсе не находят в моем лице понимания.
Высокочастотные динамики в дверях не только защищены алюминиевой сеткой, но и игриво подсвечиваются изнутри. Другим оттенком, но вторит этой цветомузыке стильный светодиодный кантик, опоясывающий весь интерьер по кругу. При дневном свете практически незаметно. А в темноте - так и хочется сказать "аляповато", но ... реально, эффектно и не вызывает отторжения.
Баварские дизайнеры вообще, похоже, оставив в покое экстерьер, не на шутку разошлись в этом поколении семерки с интерьерными фишками. Чего стоит один потолочный плафон освещения, изогнутыми нитями взявший в плен классическую, знакомую кнопку управления люком.
Но если акустика в дверных панелях, прикрытая алюминиевыми сетками, выглядит неплохо, то здоровенный дуршлаг из аляповатого пластика посередине торпедо мне показался совершенно неуместным. Так и хочется придать ему иную, менее вызывающую форму и в более благородном материале. Сейчас же это решение выглядит как дешевая, запылившаяся терка для овощей. Логотип B&W, увы, ситуацию не спасает.
Архаичные дефлекторы обдува - одна из тех деталей интерьера, которая пронесла свою неизменность через поколения. Недоумение вызывают только красно-синие полоски по черному глянцу под ними.
А это, оказывается, еще одна интересная фишка: температуру воздуха из каждого сопла можно регулировать отдельно. А черный пластик - это сенсорная поверхность для пальца. Повел левее - холодает, вправо - теплеет. И это всё совершенно отдельно от климат-контроля!
По коням!
Подвеска новой «семерки» может быть только пневматической с электронноуправляемыми амортизаторами. Но за доплату можно заказать активные стабилизаторы. Это опция стоит своих денег, но крайне нелюбима многими российским автовладельцам за свою ненадежность. Впрочем, сейчас мы говорим о новом автомобиле и его первый владелец, безусловно, рассчитывает все бремя ремонтов на больших пробегах переложить на следующего хозяина!
Руль делает чуть больше двух оборотов от упора до упора - совсем не много, учитывая его вовсе не "автобусный" диаметр, как в первых "семерках". Поначалу рулевое кажется слишком легким, но как и положено, он наливается тяжестью и азартно управляется с набором скорости. Именно на дороге этот двухтонный автомобиль моментально заставляет забыть о своей массивной сущности, управляясь с удивительной точностью.
Те самые ощущения, которыми так гордится BMW ("с удовольствием за рулем"), где-то снаружи от кокона с беспечным и комфортным миром водителя, обеспечиваются целым рядом технических решений и сложной электроники. Задние колеса умеют подруливать на три градуса, а компьютер собирает данные о перегрузках, скорости машины, интенсивности работы рулём и крутизне следующего поворота, прогрессивно изменяя жесткость стабилизатора поперечной устойчивости, разрезанного посередине электромотором. Похожая схема, кстати, недавно была воплощена Lexus на новом RX, передавая данные для обработки даже в трансмиссию.
Еще одна интересная фишка – распознавание передней камерой неровностей дороги. Дальше адаптивные амортизаторы уже готовы отработать колдобины. Интересно, что будет, если подсунуть этой системе российский проселок на скорости за сотню? Хотя, конечно же, заточено это в первую очередь на типичные для нормальной дороги объекты - например "лежачие полицейские".
Приборная панель "семерки", в дань моде - ЖК-дисплей, заточенный под минеральное стекло. То, что выглядит контрастно и красиво в сумраке, хотя и изрядно зеркалит ...
... при падающих лучах солнца теряется в бликах. Не то, чтобы было ничего не видно, но всё же старые-добрые, механические приборы (позвольте немного побрюзжать!) в данном случае читались на порядок лучше!
Зато дизель BMW 730d безусловно хорош! Крутящий момент здесь практически такой же как и топовой 750Li, 620 Нм против 650 Нм. Хотя "паровозной" тяги в любом диапазоне скоростей и оборотов, как не бензиновом моторе 4.4, уже нет. Помимо вполне ожидаемого спортивного режима работы и принудительного Eco Pro, есть еще и адаптивный. Как и следовало ожидать, здесь он изрядно эволюционировал от древних алгоритмов, ранее имитирующих изучение водительского поведения. Как и в случае с ходовой частью, отклик на педаль газа здесь будет зависеть от показаний системы гироскопов. То есть на подъемах, спусках, прямиках и серпантинах стабилизация будет зажимать или отпускать мощность мотора, а так же подбирать правильную ступень трансмиссии.
Звучат все моторы очень благородно, а в сочетании с рафинированным прохождением виражей и впечатляющей плавностью хода семерка даёт новые ощущения вкуса для представительского, крупного седана. Как, например, хамон с дыней - неожиданно, необычно и очень вкусно!
Для кого же предназначена новая "семерка"? Огромное количество фишек и плюшек, управляемых и по достоинству оцениваемых только водителем, говорят о том, что это должен быть личный автомобиль. В то же время, традиционно флагман считается автомобилем для пассажира. Но будет ли даже очень состоятельный пассажир платить за фишки для своего наемного водителя?
А может, производитель как раз намекает потенциальному покупателю - эта крупная "рыба" может оказаться интересной в вождении, даже если вы сами пересядете за руль?!
В принципе, "электронным фишкам семерки" можно было бы уделить отдельный материал. Их действительно настолько много, что это впечатляет даже потребителя, неплохо знакомого с автомобильной роскошью и комфортом. Но как истинного технаря, меня никак не оставляла мысль: какое же количество процессоров, блоков управления, приводов и моторчиков обслуживают весь этот мобильный саркофаг для сибарита!
Сразу вспомнился анекдот.
Закончилась посадка на новейший авиалайнер. Стюардесса: - На первом этаже нашего самолета находится бассейн, на верхнем - теннисный корт, в середине - кинотеатр, слева - бар, справа - боулинг. А теперь, пристегните ремни, попробуем со всей этой хренью взлететь!
В том, что "семерка" умеет летать даже в дизельной версии и делает это превосходно - я убедился лично. Иначе это был бы не BMW. Открытым остался только вопрос о надежности всего, чем напичкан этот автомобиль. Время покажет.
Ярослав Левашов,
Испания-Франция, февраль 2016.
Фотоальбом к тест-драйву:
Еще немного о фишках 7-er G11 в рекламном ролике. Кстати, обратите внимание на драйвера - старательно подобранный актёр, что-то обобщенное между немолодым, потенциальным владельцем и ... всё же респектабельным, но водителем! Видно, как с трудом, но тщательно пытались соблюдать рекламный баланс.