Закручивание гаек параллельному импорту запчастей, о котором Drom.ru уже не раз писал, продолжается.
Компания Тойота, считающаяся одной из самых демократичных в этом вопросе, 11 апреля все же попросилась в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (см. письмо ФТС). Теперь партии запчастей, ввезенные неофициальными представителями, будут считаться контрафактными и подлежать конфискации на таможне. А владельцам автомобилей Тойота, желающими оснащать свои автомобили только качественными запчастями — прямая дорога к официальным российским дилерам с их соответствующими наценками.
Доля автомобилей Toyota составляет в Москве 5%, в Сибири 30%, на Дальнем Востоке — 50% всего автопарка. При этом в Сибири и на ДВ большинство автомобилей Тойота — с правым рулем, и не все официальные дилеры готовы даже взяться за заказ оригинальных запчастей на них.
Параллельный импорт, позволяющий заказывать оригинальные товары по меньшей цене и в более быстрые сроки, разрешен в большинстве стран мира. Однако в России ситуация с каждым годом становится хуже. На текущий момент в таможенном реестре находится уже много автомобильных брендов — Nissan, BMW, Mercedes, Opel, Renault и другие (с реестром можно ознакомиться здесь). И можно ожидать, что этот список будет только расширяться. Так, по информации Drom.ru из околотаможенных кругов, на очереди компания Honda.
Рост цен на оригинал очевидным образом приведет к выбору в пользу неоригинальных заменителей и б/у запчастей, что не лучшим образом скажется на безопасности на дорогах. Но законодателей, по-видимому, это мало волнует.
Для изменения ситуации требуются поправки в Гражданский Кодекс РФ, но принятие его новой версии состоится только в ближайшие два-три года. И будет ли там учтено мнение обычных граждан — загадка.
waka41 писал(а): без выходных ситуаций не бывает... прорвемся....
В Украину "челночить" за запчастями станете.У нас пока нормально.Отношение цены официал-не официал 3:1 минимум,а то и больше бывает Хотя звоночек и для нас тревожный...
Первый вице-премьер Игорь Шувалов поддержал снятие запрета на параллельный импорт. Об этом "Известиям" сообщили в секретариате чиновника. Сейчас ввозить в страну товары иностранного производства может только сам владелец бренда или компании, получившие его письменное разрешение. Снятие запрета позволит импортировать продукцию любому желающему.
- Первый вице-премьер провел совещание и по его итогам поддержал отмену существующего запрета, - рассказал представитель секретариата. - Он согласился с Федеральной антимонопольной службой, что отсутствие параллельного импорта ограничивает конкуренцию.
Сейчас в законодательстве есть противоречия по вопросу о параллельном импорте, рассказывает омбудсмен по интеллектуальной собственности, общественный советник ФАС Анатолий Семенов.
- Законодательство о товарных знаках появилось в России в 1992 году, и оно не запрещало параллельный импорт. Принятая в 1993 году Конституция в ст. 74 позволяла ограничивать свободу перемещения товаров только в общественных, а не в частных интересах, - отмечает эксперт. - Затем в 1994 году Россия и Евросоюз подписали договор о партнерстве и сотрудничестве. В нем были нормы, разрешающие параллельный импорт между Россией и ЕС, аналогичные правилам, действующим внутри Евросоюза.
Однако в конце 2002 года вопреки этому международному договору и Конституции РФ Высший арбитражный суд внес поправки в закон "О товарных знаках", запрещавшие параллельный импорт, продолжает Семенов. Позже эти нормы перешли в IV часть Гражданского кодекса, заменившую профильный закон.
При этом в 2010 году в связи с созданием Таможенного союза Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение о единых принципах охраны интеллектуальной собственности, прямо разрешившее параллельный импорт внутри ТС, напоминает собеседник издания.
- Вопрос легализации параллельного импорта может быть решен очень просто, - считает эксперт. - Менее месяца назад Верховный суд США принял прецедентное решение: свобода международной торговли и интересы потребителей США не могут быть ограничены интеллектуальными правами. В результате наш Высший арбитражный суд оказался сегодня единственным, кто предпочитает выгоды корпораций интересам общества.
Проблема решается без поправок - системным толкованием имеющегося законодательства с учетом высшей юридической силы Конституции и международных обязательств страны, считает Анатолий Семенов.
Как рассказал "Известиям" один из участников совещания у Шувалова, параллельный импорт поддерживают Федеральная антимонопольная служба, Минобрнауки и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Основной аргумент "за" - рост конкуренции. Против параллельного импорта, по словам собеседника издания, выступают Минэкономразвития, Минпромторг и Роспатент. Их главный контраргумент - засилье контрафакта. - После вступления России в ВТО идет постепенное снижение пошлин на холодильники, стиральные машины, телевизоры и другую электронику, которая на нашей территории уже производится. Убирается защита пошлинами, защита от параллельного импорта - и, получается, привлекательность местного производства снижается до нуля, - уверен представитель Ассоциации торговых компаний и товаропризводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. - Предложения ФАС не подкреплены какими-либо исследованиями.