Сделан еще один проект с автоматом - машина уаз... бронированный... 3,5 тонны.. двигатель тойота 5VZ, коробка автомат, раздатка от сотки круизера... мосты барс - широкие портальные... резина 35
мечта олигарка для рубилова на покатушкак для грязи...
Попробую написать подробный отчет о том как делалась такая коробка для этой машины.
читайте, судите, рядите... спрашивайте...
Вся проблема в том, что не существует двигателя 5VZ, автомата под нее и адаптора для раздатки для 80 (100) тойоты в исполнении произодителем....
Но все коробки 34Х серии шли на громадное количество машин, джипов и пузотерок, и не тойот в том числе... тойоты, митсубиси, вольвы, корейцы, чироки.... и много еще куда....
отличие у них по колоколам, Гидротрансформатору ( ГТ) и насосу, гидромозгам с гидроаккумуляторами, тросику кикдауна, адаптору раздатки и выходному валу, электрике... то есть корпуса практически одинаковые, но зависит все от модели двигателя и типа привода ( 2х4, 4Х4, кардан передний левый, правый, привод парк, фулл... мультики, селекты и прочее...)
короче как автомат Калашникова - с 47 года развития и по сегоднешней день, во многих вариантах патрона, ствола, калибра и приклада, и воюет и производится по всему миру... все вроде бы одинаковое, но в то же время и разное... так и все эти коробки... не близнецы, но братья... мама одна - фирма производитель айсин, а ставили куда придется.
Также часто перед нами встает вопрос, что делать в случае поломки акпп? ремонтировать или менять? ремонт коробки - стоит не дешево... купить контракт и поменять... но - это лотерея или "кто в мешке ".
Акпп довольно надежны, самый их большой враг - это перегрев и нарушение сроков замены масла, и бытует мнение что его вообще менять не надо... производитель залил раз и на всю жизнь... на свой миллион. Но , свой миллион они отбегали уже там, до того как попали к нам.
Получил я ее в стандатроном исполнении, для двигателя 5VZ, с адаптером под раздатку мультимод с карданом налево...
конечная цель - сделать ее же, но под раздатку восмидесятки, с карданом направо....
Описывать процесс ремонта акпп я не буду, это есть на многих форумах, и существует куча инструкций и мануалов... постараюсь заострить внимание только на том, что именно надо сделать с коробкой чтоб провести именно не стандартные работы, связанные с различием модификаций акпп, двигателей и раздаток...
Ящичек он сделал надежный, сверху написал где верх у него, гвозди и шурупы не пожалел... а вот додуматься слить масло не смог... ящик весь в масле пришел, руками и в чистой одежде браться за него страшно... пофигу всем транспортникам что на ящике написано, везут в любом положении как им хочется.
достаем из ящика и видим стандартный агрегат покрытый многолетним мохом из грязи и прочего гуано.
все стандартно для ранеров, прадиков... отсутствие датчика первичного вала, вместо него алюминий не сверленный, тяга селектора слева, тросик кикдауна, адаптор раздатки под мультимод....
как раз то место куда должен ставится датчик оборотов первичного вала...
в случае необходимости тут надо дорабатывать корпус для установки датчика... но это не наш случай, с данной коробкой этого делать не будем...
электроразъем для управления гидромозгами... в данной коробке три соленоида, в разьеме всего три штырька...
гидромозги бывают и с 3 и с 4 и с 5 соленоидами... соответсвенно количество штырьков разное
при замене гидромозгов в коробке также переставлять необходимо и его, все разьмы унифицированы... проблем нет ни каких.
задний патрубок маслянной системы... практически на всех коробках он одинаковый.
передний патрубок, электрический селектор положения рычага, датчик температуры масла...
модификаций этого патрубка уже бывает довольно таки много, различаются резьбой, длинной...
есть варианты ( сотка) когда именно на этом патрубке ставится датчик температуры масла, а не на коробку рядом... а в месте где должен стоять датчик также как в вариантах отсутствия датчика первичного вала тут тоже сплошной корпус.
есть варианты коробок, лексус Ls 400 например, где датчика температуры масла совсем отсутсвует... или вариант когда такой датчик стоит внутри, на гидромозгах...
так что если датчик температуры масла отсутствет, на корпусе нет под него отверстия, а вам он в процессе тюненга акпп понадобится, то ищите патрубок от сотки с таким дачиком на нем...
селектор выбора также у каждой модели свой, точнее они все одинаковые, но различаются только контактной группой по форме разьема... а принцип работы один и тот же...
простой галлетный переключатель с двумя контактными группами...
его работа обязательно должна быть согласованна с рычагом, для этого есть регулировочный болт, а в корпусе пропил и смещая его по нему обеспечивается синхронизация ручага переключения гидравлики и электрическая часть... ( Заказчик, я тебе его отстроил, и двигать тебе его не надо)
корпус коробки по фланцу стыковки с адаптором раздатки или хвостовиком коробки в случае недопривода бывает двух видов
слева адаптор митсубиси с суперселектом, справа адаптор сотки тойоты
либо на 8 болтов крепления, либо на 7... при чем пара болтов или один могут не совпадать с выбранным вами адаптором или хвостовиком...
у соточных коробок используется 8, у ранера 7...
в вариантах пузотерок из 8 используются только 6 ( крайние нижние не используются, и хвостовик коробки их не перекрывает)
на этом фото фланец коробки от лексуса ls400 пузотера... именно такой фланец нам и нужен под адаптор от сотки...
так что присланный корпус в этом отчете и будет использоваться, меняем корпус коробки прадо на корпус от корпус от лексуса...
такие корпуса предпочтительнее... 8 отверстий есть уже на них, если понадобится среднее, всегда можно просверлить и нарезать резьбу, прилив под него есть...
а вот корпуса с 7 отверстиями под адаптор на 8 отверстий уже доработать слесарным способом не получится... либо использовать только 6 болтов для крепления, либо на корпус коробки доваривать мясо, сверлить отверстия, резать резьбу...
именно для таких работ, а также для изготовления нестандартных адапторов и колоколов под любые двигателя и раздатки, а также спаривания двух раздаток я приобрел сварочник по аллюминию, так что для меня это сейчас не проблема... в этом проете я варить ни чего не буду, а буду использовать имеющийся у меня корпус от другой коробки лексуса...
на адаптор также прикручивается подушка, которая у каждого адаптора своя, так что при замене адаптора приобретайте новую подушку именно под него...
разбирать и ремонтировать акпп я не кому бы не рекомендовал в гаражных услових... чистота и аккуратность - этог главный залог жизни вашей акпп...
поэтому я только намываю корпуса в гараже, а ремонт и разборку, сборку провожу в чистом помещении... в процессе ремонта вы много раз дотронитесь руками и до корпуса и слазите внутрь коробки... и грязь обязательно попадет через руки внутрь коробки, вы можете даже этого и не заметить, а потом малейшая песчинка окажется внутри и принесет массу хлопот, оказавшись в системе гидромозга.
вот так примерно выглядит намытый и начищенный корпус и адаптор...
вот он вал и адаптор от сотки... ради них только, и только для их установки приходится разбирать всю коробку и менять корпус.
они же, но со стороны коробки...
четырехлопостной пропеллер для датчика оборотов вала и сам датчик оборотов... проверяем сопротивление датчика, долно быть близким к 700 Ом... и расстояние в пределах 1 мм между ним и лопастями...
в пустой корпус коробки устанавливает парковочный тормоз и селектор переключения передач...
селектор пришлось поменять так как у прадо тяга слева, а электроселектор справа... у лексуса все с одной стороны справа...
чтобы разобрать селектор необходимо рассверлить углубление на кольце, провернуть его на небольшой угол, вынуть штифт и только тогда он разберется на две половинки и можно его вынуть или заменить на другой... сборка соответственно в обратном порядке... также необходимо опять законтрить кольцо... молотком и керном...
для ремонта коробки приобретается стандартный ремкомплект... подбирается для определенной модели коробки и в случае тюненга может окажаться что не все из него подойдет или чего то будет не хватать...
комплект должен комплектоваться всеми резинками, прокладками и сальниками...
в данном проекте ни один сальник из этого комплекта не подошел... ( Заказчик не забудь про это, номера сальников я тебе скинул... так что поставь один недостающий, и по желанию замени остальные бу)
тут должен быть сальник.... у меня такого нет... пока коробка к тебе идет, ты его закажешь и установишь...
недостающий сальник ставится тут под тягой... тяга просто наживлена на гайку, сними ее и установи сальник... не забудь. и затяни тягу....
начинаем сбору... имеем пустой корпус....
первыми в корпус вставляются блок поршней первой и задней скорости... три алюминеевых детали с резинками...
поршня в разных коробках бывают разные по высоте...соответственно можно изменить пакет фрикционных дисков, усилив коробку... это уже тюненг акпп, подробно описывать не буду, что да как... но скажу что подобрав правильные фрикционы, стальные диски и их количество можно усилить коробку с 300, 400 стандартных до 1000 лошадей...
выбираем нужный нам пакет поршней, меняем резинки, мажем все маслом и вставляем в корпус...
устанавливаем пружиный блок...
пружины защелкиваются вот таким стопорным кольцом...
защелкнуть его без приспособления для снятия и установки очень тяжело...
начинаем собирать планетарную передачу задней и первой скорости...
устанавливаем правильно подобранный пакет фрикционов... на один фрикцион стало больше... машина бронированная, вес больше... нагрузки на заднюю и первую у нее намного выше...
собираем дальше планетарку и еще один блок поршней....
правильно подобранные фрикционы и поршни должны ровно лечь напротив проточки в корпусе для стопорного кольца...
стопорное кольцо и согнутая скобка для его установки... позволяет вставить кольцо без усилий и защелкнуть кольцо...
кольцо установлено....
контроль зазора пакета фрикционов...
воздухом через отвертия подачи масла проверяем пакет на срабатываение, проскальзываение и утечки...
один пакет мы собрали... дальше сильно подробно что и как ставится описавать не буду... просто вставлю фото... все собирается по такому же принципу... замена резинок, проверка пакетов, установка планетарок, установка подшипников.... все это подробно описано в мануалах по ремонту коробок... кому надо найдет и прочитает...
будут вопросы пишите, отвечу...
незабываем поставить поджимающуюю скобу в пакет фрикционов
вот и собрали еще один пакет...
сжатие этого пакета происходит через это отверстие... меняем в нем гильзу и резинку из ремкомплекта...
ну и доходим до самого интересного... установки вала... а вал то у нас как раз нестандартный
проточки на нем не сходятся, стопорное кольцо ставится в другое место...
и вот с этого места начинаем колхозить...
правильнее было бы сделать все на стандартных деталях, но из то у меня как раз и нет...
кольцо для защелкивания вала
вал от сотки сверху, вал прадо снизу... почувствуйте разницу...
разные концы валов... тут необходима доработка шлифовкой...
кстати - валы внутри полые, и отверстия в них как в флейте... через вал происходит подача масла к подшипниками и планетаркам..
задние концы валов...
берем микрометр, штангель и начинаем чертить, что и как изменить, где прошлифовать и насколько сдвинуть...
тащим к шлифовшику вал, и дорабатываем...
вот так имеем доработанный вал на планетарке...
отверстие для смазки подшипника и самой планетарки как раз в нужном месте
вот так вал встал во вторую часть планетарки... шлифовка сделана уже с учетом износа латунной втулки в ней...
вторая латунная втулка... отсюда и подается давление масла в вал...
вставляем вал в корпус..
устанавливаем адаптор с сотки...
вал из адаптора выступает, коробка стоять вертикально не будет... добавляем для сборки еще один адаптор...
защелкивает стопорное колечко...
поворачиваем кольцо так, чтоб оно не закрывало отверстие для смазки..
кладем подшипник... он ровно закрывает отверстие
опять планетарка и нижняя обойма подшипника... отверстие для смазки контролируем... все правильно - в теле подшипника...
закрываем вал пакетом фрикционов и планетаркой... все процес по установке доработанного вала закончен...
дальше устанавливаем ленточный тормоз...
вот тут вернемся к вопросу о целесобразности ремонта или покупки "кота в мешке" в виде контракта...
так коробка что пришла ко мне имела изян в виде как раз сгоревшего ленточного тормоза... покрытие черное и сношенное... так что назвать правильной такую покупку я бы постеснялся...
меняем тормоз на другой такой же но бу... лента без износа и не горелая....
вообще при ремонте внимательно осматривайте все фрикционы... фрикционы и кольца с потертостями, с пропадением маркировки на их поверхностях, с изменением цвета и деформациями обязательно подлежат замене....
один конец ленты крепится на корпус осью... вставляем ось
и защелкиваем стопорное кольцо... пока с тормозом все... к нему мы еще вернемся.
опять планетарки, фрикционы, подшипники, кольца...
выставляем так, чтоб совместить крепежные отверстия по центрам...
наживляем болты, не затягивая...
и только теперь, установив пакет фрикционов, проверив зазор уже окончательно затягиваем болты...
возвращаемся к тормозу... поршень тормоза... родное уплотнительное кольцо изношено в хлам... отсюда и отсутствие давления и горелая тормозная лента от недостаточной прижимной силы....
меняем резинки и несильно вставляем поршень...
поршень обязательно непопадет в ленту...
подтягиваем ленту
и окончательно сажаем поршень...
закрываем внешнюю крышку
устанавливаем стопорное кольцо на крышку
ленточный тормоз собран...
ну и опять все снова... кладем, крутим, проверяем....
все планетарки собраны
разбираем маслянный насос, ревизируем, меняем резинки
опять вспоминаем "кота в мешке" (резинка одна порвана... утечка масла)
ставим его на коробку....
совмещаем правильно отверстия и все протягиваем...
родной сальник насоса...
сальник из ремкомплекта... не подходит... наружный диаметр больше...
оставляем сальник бу..
оставляем сборку остального на следующий день... а вот на следующий день уже фоток нет... дети куда то фотик заиграли... до сих пор найти не могу...
ну там все стандартно... в любом мануале найдете... или в других темах... я давал, как гидромозги разбираются, как там меняются прокладки и резинки... как тросик подключить и прочее..
тут если что смотрите... там ремонты других коробок... но, они сильно похожи.. нового ни чего нет в этом проекте по сравниния с остальными...
собрано все, подобранн новый поддон от митсубиси для выхода щупа на левую сторону и со срезом поддона под передний кардан справа... поддон отодран от ржавчины, покрашен...
коробка вся собрана... фотки с мобильника перед отправкой.
Заказчик, на коробке лексуса есть отверстие под датчик входного вала, на твоей коробке его нет... в него вставлен датчик, но только для того чтоб закрыть отверстие... он рядом с щупом... его ты ни к чему не подключаешь.. это просто затычка...
заколочена в ящик и отправлена туда, откуда пришла....
ну наверное и все по этому проекту коробки....