home skip_previous fast_rewind fast_forward skip_next
21-02-2011 
21-02-2011 
www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1586947

Автовладельцы и страховщики по каско могут взыскивать с виновников ДТП разницу между полной стоимостью ремонта поврежденной машины и выплатой по ОСАГО, рассчитанной с учетом ее износа. Такую позицию высказал президиум Высшего арбитражного суда (ВАС), впервые рассмотревший дело о взыскании убытков с виновника аварии. Страховщики признают, что после начала кризиса такие дела становятся обычной практикой, поскольку полиса ОСАГО во многих случаях бывает недостаточно.

Во вторник президиум ВАС постановил взыскать с кисловодского ЗАО "Автоколонна N 1721", водитель которого стал виновником ДТП, 35,7 тыс. руб. убытков в пользу страховой компании "Югория". В "Югории" был застрахован по каско пострадавший автомобиль марки Mercedes-Benz ML 350. Стоимость его ремонта составила 106,3 тыс. руб. "Югория" выплатила владельцу Mercedes эту сумму, после чего потребовала ее с компании "Росгосстрах-Юг", в которой автоколонна была застрахована по ОСАГО. Страховщик ОСАГО, однако, выплатил лишь 70,63 тыс. руб.— сумму, рассчитанную с учетом износа поврежденного автомобиля и его деталей. Взыскать со страховщика по ОСАГО оставшиеся 35,7 тыс. руб. суды всех инстанций отказались, после чего "Югория" предъявила иск к виновнику ДТП.

Арбитражный суд Ставропольского края 15 февраля прошлого года иск "Югории" удовлетворил, но кассационный суд Северо-Кавказского округа решил, что страховое законодательство требует учитывать износ автомобиля и его деталей.

Дело дошло до президиума ВАС, который оставил в силе решение о взыскании с автоколонны 35,7 тыс. руб. Судьи ВАС сослались на общие правила Гражданского кодекса (ГК) РФ о возмещении вреда, предусматривающие возмещение убытков в полном объеме. Судьи отметили, что суммы выплат по ОСАГО, рассчитанные с учетом износа автомобиля, не совпадают с реальными расходами, необходимыми для восстановительного ремонта поврежденной машины. Судьи сослались на ст. 1072 ГК РФ, по которой в случае недостаточности суммы страховой выплаты причинитель вреда обязан сам возместить убытки потерпевшему.

Рассчитывать сумму страхового возмещения с учетом износа машины страховщики стали с момента принятия 25 апреля 2002 года закона об ОСАГО. 20 февраля 2007 года президиум ВАС попытался эту практику изменить, постановив взыскать с ООО "Национальная страховая группа — Росэнерго" (страховщика по ОСАГО) полную стоимость ремонта автомобиля без учета его износа. Но страховщики прецедент ВАС не поддержали, и уже 1 декабря 2007 года в закон об ОСАГО были внесены изменения, легализовавшие страховое возмещение с учетом амортизации. Президиуму ВАС пришлось подчиниться: 25 февраля 2010 года в деле страховой компании "Южурал-АСКО" (страховщика по ОСАГО) он согласился взыскать стоимость ремонта автомобиля с учетом его износа. Теперь президиум ВАС предложил решить проблему, когда выплаты по ОСАГО, рассчитанные с учетом износа машины, оказываются существенно (на 30-40%) меньше реальной стоимости ремонта, за счет виновников ДТП.

"Полиса ОСАГО во многих случаях бывает недостаточно — в частности, если повреждена существенно изношенная машина. Выплаты по ОСАГО может также не хватить, если пострадавшая машина ремонтировалась в фирменном сервисе",— констатирует заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов. Кроме того, закон об ОСАГО существенно ограничивает суммы выплат: при повреждении машины — например, выплачивается не более 120 тыс. руб.

"До недавнего времени владельцы полисов ОСАГО ошибочно полагали, что этот полис защищает их от претензий со стороны потерпевшего или его представителей",— говорит вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. Но, по его словам, постановление президиума ВАС показало, что полис ОСАГО автовладельца почти не защищает: помимо стоимости самого полиса ему в случае аварии придется платить разницу между незначительной суммой выплаты по ОСАГО, которую потерпевший получит от страховой компании, и реальной стоимостью ремонта.

Решение взыскивать эту разницу с виновников ДТП затронет не только компании, но и граждан: нормы ГК РФ, на которых основано постановление президиума ВАС, едины для всех. Игорь Иванов считает, что возможность взыскать с виновника ДТП часть страхового возмещения по закону существовала всегда, но страховщики до кризиса реже этим пользовались. "Сейчас такие дела становятся обычной практикой",— говорит эксперт. "Требования заплатить виновники ДТП получают уже сейчас: страховщики, выплатившие своим клиентам возмещение по каско, присылают письма с предложением расплатиться без суда,— добавляет Леонид Ольшанский.— В судах общей юрисдикции такие дела уже вовсю рассматриваются, а теперь подобная практика будет складываться и в арбитражных судах". В арбитражном суде Москвы уже рассматриваются сотни дел, связанных со страхованием, но пока их участниками являются в основном сами страховые компании.

Страховщики советуют автовладельцам приобретать помимо полисов ОСАГО полисы добровольного страхования ответственности. "Они увеличивают лимит ответственности и гарантируют выплату возмещения без учета износа деталей",— говорит Игорь Иванов. Дмитрий Ольшанский уверен, что проблема может быть решена путем отмены или существенного изменения закона об ОСАГО. В Российском союзе автостраховщиков вчера отказались от комментариев.

Shocked

_________________


Mystic Gold IS250 '05 OldStyled с клубными рамками и шильдиком
Eberspacher Hydronic B5W SC согревает круглый год.

  •  
21-02-2011 
21-02-2011 
valerish писал(а):
Судьи сослались на ст. 1072 ГК РФ, по которой в случае недостаточности суммы страховой выплаты причинитель вреда обязан сам возместить убытки потерпевшему.
Ну и что за шумиха? Такие дела уже были, просто между физ.лицами.
Все страховщики давно уже говорят, что если сумма выплаты не будет погашена страховой компанией виновника, то недостающую сумму взыскивают с виновника ДТП.
Коммерсант решил создать липовую сенсацию в страховом деле? Amd Green

_________________

"Ставьте перед собой крупные цели. В них труднее промахнуться!" ©

  •  
21-02-2011 
21-02-2011 
Раньше физик (потерпевший или виновный) привлекал страховую в качестве соответчика и в пределах лимита ОСАГО страховая обязана была выплатить. По крайней мере, такова судебная практика. Теперь же получается, что узаконена сколь угодно микроскопическая выплата "по результатам независимой экспертизы".

Кроме того, потерпевший отремонтировался по каско, его страховая выставляет счет страховой виновника, та выплачивает, допустим, 70%. Дальше идут затяжные бои в судах между страховыми, но физиков это никак не касается. Теперь весь головняк переложен на них, чтобы не мешать страховым отгребать бабло с меньшим риском (и повышением процента для пострадавшего за страховой случай).

_________________


Mystic Gold IS250 '05 OldStyled с клубными рамками и шильдиком
Eberspacher Hydronic B5W SC согревает круглый год.

  •  
21-02-2011 
Правильно ! а то зае... летают как Шумахеры.....причем все с пеной у рта доказывают,что если что,то это проблема страховой

_________________

Много не пейте....хотя?!

  •  
21-02-2011 
21-02-2011 
Теперь это законодательно закрепленная проблема потерпевшего Smile Даже не одна, а несколько. Ремонт фактически за свой счет, т.к. сами знаете какие выплаты по осаго - раз. Ожидание суда, который может случиться через год - два. Возмещение с виновника, который внезапно может оказаться беден как церковная мышь - три.

_________________


Mystic Gold IS250 '05 OldStyled с клубными рамками и шильдиком
Eberspacher Hydronic B5W SC согревает круглый год.

  •  
21-02-2011 
21-02-2011 
Да, с этом ОСАГО получается как - "вся портновская работа разлезается по швам". Идея была - уберем разборки на дорогах, сделаем как в ивропах. Недолго продержалось это приивропье.

_________________

Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.(А.П.Чехов)Виновников ДТП обязали доплачивать за ремонт

  •  
21-02-2011 
21-02-2011 
Будут теперь продавать втридорога полисы "без учета износа" в добавок к уже имеющимся ДСАГО ("расширенное ОСАГО").

_________________


Mystic Gold IS250 '05 OldStyled с клубными рамками и шильдиком
Eberspacher Hydronic B5W SC согревает круглый год.

  •  
21-02-2011 
21-02-2011 
В системе ОСАГО ничуть ничего не меняется, не надо наводить тень на плетень.
Всегда СК (как минимум последние 2 года точно) выплачивали с понижающим коэффициентом исходя из степени износа авто. Но раньше недостающее с виновника можно было только с боем добыть в суде, если суд встанет на сторону пострадавшего, а мог и не встать и отказать в компенсации.
Теперь же если какой мутень в вас въедет, страховая насчитает 70% от реальной суммы ущерба, то недостающее можно взять с виновника гарантированно! Ибо нехрен ездить так шоб наносить ущерб по серьезному. Если ущерб до 25 тыр, то почти все СК выплачивают без учета износа авто. А всё что дороже там они начинают кроить, причем на законных основаниях. Сколько там они могут максимально понижающий коэффициент включить, аж 80%?
Вот представьте ситуацию (из реальной жизни), авто 2002 года, т.е. ему на момент ДТП было 8 лет. Въехали в зад и немного попртили перед протаранив мной впереди стоящий авто. Независимая насчитала ремонта (ЗЧ+работы) на 86 т.р., а СК выплатила только 61 т.р. При том что на рем.работы коэфф. включать не имеют права, только на сами запчасти, а значит износ деталей был признан примерно в 60% (обычно новый авто ЗЧ/работы - 50/50).
Разница в 25 тыр из моего кармана. А если по новой версии, то подаю в суд и стопудова получаю с виновника недостающее.
А когда произошло ДТП шанс был не очень то и высокий, суд имел право отказать в иске, из-за 25 тыр нервы и время убивать не будешь, когда шанс выиграть суд не велик. Сейчас эта возможность закреплена законно!

_________________

"Ставьте перед собой крупные цели. В них труднее промахнуться!" ©

  •  
22-02-2011 
22-02-2011 
Haris писал(а):
Если ущерб до 25 тыр, то почти все СК выплачивают без учета износа авто
Мы точно говорим об одной и той же России? Rolling Eyes

Цитата:
Но раньше недостающее с виновника можно было только с боем добыть в суде, если суд встанет на сторону пострадавшего, а мог и не встать и отказать в компенсации.
В России, в которой жил я в последнее время все было ровным счетом наоборот. Недостающее можно было получить в СК, имея на руках чеки, и не возиться с судами, которые никому особо не нужны. Конечно, существовали и "планы по отказам" и подкормленные судьи в первых инстанциях (по месту регистрации ответчика), но уже вторая, в самом худшем случае - третья инстанция все это безобразие отменяла в пользу пострадавшей стороны. Руководствовались одним простым принципом: в пределах лимита ОСАГО выплачивает СК, так как для этого оно и было задумано.
Сейчас же мы будем иметь ситуацию, когда на вполне бодрое авто будет насчитываться износ 80%, а выплата будет меньше стоимости среднего полиса.

Про износ вообще отдельная тема: сколько по-вашему будет "изнашиваться" до полного уничтожения пластмассовый бампер, если его зарыть в землю и щедро поливать кислотными дождями? Wink

_________________


Mystic Gold IS250 '05 OldStyled с клубными рамками и шильдиком
Eberspacher Hydronic B5W SC согревает круглый год.

  •  
22-02-2011 
22-02-2011 
valerish писал(а):
Сейчас же мы будем иметь ситуацию, когда на вполне бодрое авто будет насчитываться износ 80%, а выплата будет меньше стоимости среднего полиса.
Похоже ты и правда в другой Раше жил. Потому что описанное в этом предложении на данный момент уже и так реальность!
Я тебе привел конкретный пример, причем там всё было в рамках закона, я консультировался у автоюриста. Так что или ты, к счастью, давно не сталкивался со страховыми случаями или ты говоришь об отношениях между СК и юр.лицами!
Но(!) СК тоже не может произвольно насчитывать процент износа по авто, там должно быть обоснование почему применен именено этот коэффициент - исходя из пробега, исходя из очень плохого состояния авто или еще почему. И все это должно быть подтверждено фотографиями изношенных узлов, фоткой пробега на спидометре и оценка эксперта в страховом деле.

_________________

"Ставьте перед собой крупные цели. В них труднее промахнуться!" ©

  •  
22-02-2011 
22-02-2011 
Я и вправду забыл, что Москва - это не в России Smile

В этой системе самое слабое звено - оценщики и клерки СК, т.е. те кто выполняет "черную работу" во всех смыслах. Как правило, и независимые оценщики и те что на прикормке у СК считают по одним и тем же методикам и получают одинаковые результаты износа. Но дальше начинается самое интересное - поиск цен. У меня был интересный случай, когда внезапно в отчете появился интернет-магазин в Питере, где цена бампера была на 3 тысячи ниже, что и было принято за "среднюю цену по региону" Smile
В другом случае, я прошел всю юридическую процедуру с вызовом на осмотр виновника и представителя СК (никто не пришел), оформил все доки и получил отчет, который и сдал в СК. В ней недолго думая порвали отчет пополам и на основании фото сделали свою "независимую экспертизу".

В обоих случаях помогало предложение от которого невозможно отказаться - почитать уголовный кодекс Smile Когда идет тяжба с самой СК с армией юристов - это одно, а когда под конкретной задницей начинают разжигать костер - совсем другое.

_________________


Mystic Gold IS250 '05 OldStyled с клубными рамками и шильдиком
Eberspacher Hydronic B5W SC согревает круглый год.

  •  
6-03-2011 
6-03-2011 
valerish писал(а):
Стоимость его ремонта составила 106,3 тыс. руб. "Югория" выплатила владельцу Mercedes эту сумму, после чего потребовала ее с компании "Росгосстрах-Юг", в которой автоколонна была застрахована по ОСАГО
а почему, скажем, не 200 ?
Почему Югория согласилась выплачивать потерпевшему эту сумму ?
с учётом износов и тп прихерачили бы детали со свалки - езжай, братан ! всё как было

а то повадятся гнилые шахи подставлять

мне каждый год Росно по ОСАГО впаривает допстраховку рублей за 500
типа анлимитед до миллиона ущерба

_________________

<i>The bigger the lie, the more they believe.</i> © William "Bunk" Moreland
karta.website.yandexcloud.net

  •  
Реклама для незарегистрированных пользователей. Зарегистрироваться в Клубе
Новая тема  
Все форумы  »  Жизнь в стиле Lexus  » Беседка  » Законодательство и право Правила форумов