Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 декабря 2006 г. N 9045/06 <http>
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласился с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций, согласно которым причинение вреда в ДТП водителем, не указанным в договоре страхования гражданской ответственности, является основанием для отказа в выплате страхового возмещения страховщиком.
Отменяя состоявшиеся судебные акты и оставляя в силе решение суда первой инстанции, Президиум ВАС РФ дал следующие разъяснения.
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования может быть заключен на условии ограниченного использования транспортного средства. Ограничения возможны по кругу лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и по сроку его использования.
Последствия несоблюдения страхователем установленного в договоре ограничения предусмотрены Законом и одновременно являются гарантиями прав страховщика: изменение размера страховой премии соразмерно увеличению страхового риска, реализация права на регрессное требование.
Наступление гражданской ответственности за причинение вреда лицом, не названным в договоре обязательного страхования в качестве водителя, допущенного к управлению транспортным средством, из страховых рисков по обязательному страхованию не исключается.
Следовательно, причинение вреда лицом, не указанным в полисе, отказа в страховой выплате не влечет, а лишь позволяет страховщику решать с лицом, допустившим отступление от установленного договором ограничения, вопрос о последствиях нарушения этого ограничения.
Кроме того, Президиум ВАС разъяснил, что взыскание суммы, составляющей утрату поврежденным автомобилем товарной стоимости в рамках ОСАГО, является правомерным, поскольку утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида автомобиля и его эксплуатационных качеств вследствие ДТП и последующего ремонта, а потому наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится к реальному ущербу и возмещается в денежном выражении.
Высший арбитражный суд обязал страховщиков ОСАГО оплачивать ремонт пострадавших в авариях автомобилей без учета износа деталей. В правительстве уже готовятся поправки к закону об ОСАГО, вводящие принцип «новое за старое». Участники рынка говорят, что страховщики будут требовать повышения тарифов на 15–20%. Аналитики опасаются резкого роста подставных аварий.
Президиум Высшего арбитражного суда России постановил, что страховщики должны оплачивать ремонт автомобиля без учета износа деталей. В правительстве уже готовятся поправки к закону об ОСАГО, вводящие принцип «новое за старое». Теперь страховщики будут требовать повышения тарифов по ОСАГО.
«Изменение практики автострахования может привести к росту мошенничества на дорогах в виде подставных аварий» ВАС при рассмотрении дела Национальной страховой группы и «Национальной страховой группы – Росэнерго» предписал страховщику выплатить полную стоимость ремонта поврежденного автомобиля – без учета износа деталей. Прецедент может послужить руководством для принятия решений в судах низших инстанций при рассмотрении аналогичных дел. Такая практика подменяет устоявшийся принцип страховщиков «старое за старое», когда при наступлении страхового случая ОСАГО страховщик оплачивает ремонт автомобиля с учетом износа деталей.
Сейчас автомобилист, попавший в аварию, вынужден оплачивать разницу при ремонте из собственного кармана – сервис-центры ставят на место вышедших из строя деталей не старые, а новые. Но страховой компенсации хватает только на изношенные детали.
Именно такой случай имел место в случае с Национальной страховой группой и «Национальной страховой группой – Росэнерго». НСГ оплатила ремонт полностью без учета износа деталей, однако «НСГ – Росэнерго» отказалась возместить полную сумму, сославшись на то, что ущерб должен возмещаться с учетом износа. НСГ подала на «НСГ – Росэнерго» в суд, однако все суды выносили решения в пользу ответчика, и только ВАС удовлетворил иск НСГ.
Высший арбитражный суд принял постановление, противоречащее сложившимся правилам ОСАГО, учитывая готовящиеся правительством поправки в страховое законодательство. В соответствии с ними будет введен принцип «новое за старое», то есть страховщик будет платить полную стоимость ремонта, без учета износа деталей.
Эксперты отмечают, что изменение принципа выплаты страховых компенсаций может подтолкнуть страховые компании к повышению тарифов ОСАГО. «Издержки бизнеса ОСАГО возрастут не критично – приблизительно на 5%. В любом случае бизнес останется привлекательным для страховщиков, что бы они ни говорили. Тем не менее страховые компании будут требовать повышения тарифов по ОСАГО как минимум на эту же величину», – говорит начальник аналитического отдела ОАО «Капиталъ Страхование» Андрей Бондаренко.
В свою очередь руководитель центра стратегических исследований Росгосстраха Алексей Зубец считает, что страховщики будут требовать повышения тарифов на 15–20%. «Это напрямую связано с ростом стоимости ремонта автомобиля. Без учета износа деталей он вырастет на 15–20%, возмещения потерь в равном объеме захотят и страховщики», – считает специалист.
Аналитики сходятся во мнении, что введение принципа «новое за старое» увеличит количество мошенничеств. «Принцип «новое за старое», который собирается вводить правительство, нельзя назвать справедливым, так как он подрывает базовую основу страхования – то, что страхование не должно являться предметом обогащения пострадавшего. С введением нового принципа ОСАГО может использоваться для обновления старого автомобиля путем организации недобросовестных аварий», – уверен Андрей Бондаренко.
Алексей Зубец отмечает, что изменение практики автострахования может привести к росту мошенничества на дорогах в виде подставных аварий. Однако сам принцип, по его мнению, справедлив по отношению к пострадавшему.
San писал(а): В соответствии с ними будет введен принцип «новое за старое», то есть страховщик будет платить полную стоимость ремонта, без учета износа деталей.
Ну вообще-то это логично! А то как получается: выплатят с учетом износа, а потом по разборкам что-ли бегать? Или через суд с виновника требовать? А на хера, простите, тогда эта обязательная автогражданка сдалась?
Звонили из РОСНО - страховка, оказывается, закончилась ...
для меня это ещё означает, что ровно год назад мой GX пересёк границу РФ
Пишут, что по закону об ОСАГО ещё месяц можно ездить.
Так ?
Или обуют пл 12.37.1, а то и 12.37.2 ?
А то я до понедельника могу не успеть съездить в страховую
12.37 ч. 1 Управление ТС в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, а равно управление ТС с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим ТС только указанными в данном страховом полисе водителями штраф 300 руб.
12.37 ч. 2 Неисполнение владельцем ТС установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление ТС, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует штраф от 500 до 800 руб. / с 1 июля 2008 г. – запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков*