Начать хочу с очень тяжелого (не для слабонервных) фильма «Наступит ночь» (Night will fall). Перед началом будет длинная цитата:
Цитата: 15 апреля 1945 года Генрих Гиммлер в связи с опасностью распространения эпидемии тифа передал на попечение англо-канадской 21 группе войск концентрационный лагерь Берген-Бельзен, который находился посередине военной зоны, где проходили сражения между союзными и гитлеровскими войсками. Колонны британских солдат, по договоренности, под белыми флагами, километр за километром продвигались вглубь фронта вражеских войск, пока не достигли мирного города Бергена, где жили мирные люди в уютных домах, которые гуляли под уютным весенним солнцем в своих уютных садах и парках.. И откуда-то доносилась ужасная вонь. Тридцать тысяч разлагающихся трупов сваленные в кучи, в ямы, и просто беспорядочно валявшиеся по земле были тому причиной. Оставшиеся в живых также были мало похожи на людей, они больше были похожи на трупы, и нельзя было сразу сказать кто это лежит на земле, мертвый или ещё живой человек. В течение двух недель после освобождения умерло еще 9000 человек. В мае еще 4000.Фильм Night will fall можно легко найти в интернете.
Британские солдаты начали очищать территорию лагеря, все бывшие работники лагеря, а также по случайному стечению обстоятельств попавшие в лагерь венгерские солдаты приняли участие в захоронении тел в общих могилах. Кроме того семьи немцев были насильно привезены в лагерь для того, чтобы все увидели, что происходило рядом с ними.
Все это с утра до вечера снимали британские операторы, снимали подробно всё. Весь отснятый материал был отправлен в Великобританию, где по заданию правительства должны были смонтировать шокирующий документальный фильм «Немецкие концентрационные лагеря», который должен был увидеть весь мир. В фильме также должны были использовать съемки советских операторов, освобождавших Майданек и Освенцим, и американских, освобождавших Бухенвальд и Дахау.
Руководил работой давний знакомый Альфреда Хичкока Сидни Бернштайн. Сам Хичкок также прилетал в Великобританию на несколько дней, чтобы тот поделился своими мыслями об общей идее фильма и помог с монтажом. Было готово всё, был написан сценарий, был готов монтажный план, Черчилль выступая по радио обещал, что совсем скоро весь мир увидит страшные кадры того, что успели сотворить германские нацисты. Английские и особенно американские солдаты должны были понять против чего, против какого Зла их отправляли умирать за океан.
В этом фильме должны были показать всё, и тридцатитысячные горы трупов, и газовые камеры, и печи крематориев, и результаты опытов доктора Менгеле, и аккуратно сложеные на складах мешки с женскими волосами, мешки с вырванными зубами и челюстями… А потом что-то поменялось настолько, что почти готовый фильм положили на полку на 70 лет. Оставшиеся в живых узники концлагерей, многие из них, отказались возвращаться на родину – в СССР, в Польшу – и изъявили желание отправиться в Канаду, США и Великобританию. Однако руководству этих стран оказались не нужны тысячи нищих и больных людей. А такой фильм как этот конечно вызвал бы у население чувство сострадания и желания помочь. Другая причина, которой объясняется то, что фильм так и не был показан - нарастающая конфронтация с СССР и желание американцев и англичан сотрудничать с новой Германией. А зачем лишний раз дразнить немцев и травмировать их психику? Поэтому фильм оказался в хранилище.
Спястя 70 лет Андре Сингер снимает документальный фильм Night will fall, в котором рассказывает об истории создания фильма, используя уникальные отснятые кадры. Например, цветная кинохроника освобождения Бухенвальда. Видели ли вы раньше такое? Или кадры как бывшие эсэсовцы таскают на своих плечах трупы, сваливая их в огромные ямы для захоронения, кадры того, как британские солдаты хоронят нескончаемые трупы бульдозерами. Крупные планы, длинные планы, специально длинные, для того чтобы потом никто не смог обвинить британцев в подделке и монтаже. Ведь то, что было снято не укладывалось вообще ни во что. Смотреть эти кадры тяжело, и нужно ли их смотреть – каждый должен решить сам.