План был - съездить из Москвы к подножью Эльбруса. Но коронавирус шагал по стране, раздвигая наши планы твердым плечом карьериста. Но отпуск не пропал - в июне я выбрался на Pajero Sport на берег реки Хопер. В рассказе есть координаты для тех, кому понравятся эти места.
Новые реалии заставили жену влачить подобие офисного существования в дистанционном формате без отпуска. Мне удалось перенести отпуск с мая на середину июня. На тот момент во всех регионах еще действовали ограничения.
Я решил поехать в места детства, в Волгоградскую область, окрестности станицы Кумылженская. Река Хопер, приток Дона, теплая и ласковая, песчаные пляжи, уединение, тишина.
В моей школе был турклуб. Мы выезжали на берег Хопра с палатками и жили по полтора месяца. Хопер нас кормил. Рыбы было много. Что сейчас с рыбой - расскажу позже.
День отъезда приближался, а в Волгоградской области сохранялся режим самоизоляции. Я позвонил в штаб по борьбе с эпидемией и выяснил, что прибывшие из других регионов должны садиться на двухнедельный карантин. Ну и плевать, подумал я. Поймают - сяду, не поймают - не вор.
Ситуация осложнялась тем, что со мной должен был поехать шестилетний сын. С палаткой на неделю - тяжеловато, а гостиницы не работают. В итоге на ресурсе объявлений всея Руси нашел хостел. Хозяин сказал, что выделит нам отдельную комнату.
В 5 часов утра 16 июня мы выехали. Понимая, что предстоит ездить по грунтовкам, я запасся подходящей машиной .
Желающие могут изучить местность по названию "Сиськовский" на Яндекс картах.
Так именуется ближайший полузаброшенный хутор. От хутора километра два по лесу к берегу Хопра.
Дорога - как повезет. В дожди и на Ниве сложно пролезть, в сухую погоду - местные проезжают на "Калинах". Когда я приехал, дождей не было уже неделю, и богатые возможности Pajero Sport, любезно выделенного пресс-службой Mitsubishi, не понадобились.
Палатку все-таки взял. Решил, что поеду в лес, если в Кумылженскую приезжих не пускают. Заодно навалил в багажник кучу утвари - пару шезлонгов, пару складных стульев, спальники и тп. Большая часть оказалась ненужной -).
Багажник у Pajero Sport такой, что туда бы еще столько же влезло.
Путь в Кумылженскую пролегает по трассе "Каспий". Мне приходилось ездить этой дорогой, и обычно там довольно людно. Летом 2020 года поразило непривычно малое количество легковых машин. Фуры были, рейсовые автобусы тоже - а легковых мало. Все сидят по домам.
Выехать в 5 утра из Москвы - всегда правильно. Позже этот город даже в карантин опутывает щупальцами пробок. К 8 мы уже были где-то в окрестностях Скопина. Нашли кафе и позавтракали в компании бригады рабочих. Абсолютное спокойствие этих людей настроило на оптимистичный лад. Едут же куда-то, значит, и мы проедем.
Трасса "Каспий" местами довольно живописна. Ребенок спал, а я пару раз останавливался, чтобы сделать фотографии.
По дороге встретилось несколько постов ГИБДД, но гаишники смотрели сквозь меня равнодушными глазами. Не нужны мы никому со своим московским коронавирусом, понял я, и расслабился.
От моего дома в Подмосковье до Кумылженской около 900 километров. Ехать часов 11 по навигатору, но у меня получилось 13 часов. Надо сказать, что Pajero Sport отлично подходит на роль пожирателя асфальтовых километров. Длинная база, рулится легко. Четырехцилиндровый турбодизель могучим не назовешь, но фуры обгонять можно.
Впрочем, какие сейчас обгоны? На "Каспии" лимит у автобусных остановок 50 кмч, и остановок этих много. Знаки "Камера" висят у каждой. Это не значит, что везде снимают. Камеры развешаны рандомно, и это иезуитский трюк. Тормозишь у одной остановки, у другой, потом думаешь - обманывают. И на третьей ловишь штраф. Так что будьте осторожны.
Некоторую сложность вызвали поиски кафе в обеденное время. На "Каспии" много водителей-чеченцев, поэтому большинство кафе адаптированы под их вкус. Меня это никак не беспокоит, просто ребенка непривычной и, возможно, острой пищей кормить не хотелось. В итоге на одной из заправок обнаружилось заведение с обычной кухней. Координаты, к сожалению, не сохранил.
Кумылженская встретила тридцатиградусной жарой, которую смягчал легкий ветерок. Хостел оказался отличным, хозяин тоже, а постояльцы - колоритными.
Когда мы подъехали, из ворот вышел человек, которого меньше всего ожидаешь встретить в такой жаре и вдали от деловых центров. Менеджер в белой рубашке и костюмных брюках катил колесный чемоданчик. Чего только не увидишь, когда гостиницы закрыты.
В доме, в большой проходной комнате стояло семь кроватей. На них отдыхали рабочие, приехавшие прокладывать интернет. Отличные мужики, кстати. Очень здорово, что сын побывал в такой компании. Жить в подобных условиях еще придется - в армии, да мало ли, где. А тут уже с детства отложится опыт казарменной жизни.
Когда уехали интернетчики, приехали строители-дагестанцы на "Жигулях". Привезли баранью тушу, разделали и заполнили мясом морозилку. Зашел как-то на кухню, слышу, ребенок разговаривает с одним из строителей о ядовитых змеях. Это я его предупредил, чтобы на берегу рот не разевал. А он запомнил и решил обсудить.
Впрочем, мои опасения не оправдались. Видели только маленьких ужиков. И насекомые сильно донимали, особенно оводы. Впрочем, я это предусмотрел и взял репеллент. Было терпимо.
На следующий день выдвинулись на берег. Невероятные ощущения, когда ты не был где-то 30 лет, и узнаешь места. Пейзажи оттаивают в памяти, как мамонты, выкопанные из вечной мерзлоты.
Деревья стали большими, но узнать можно. Глубинка бережно хранит наши воспоминания, перемены здесь происходят медленно, спасибо ей за это.
Хутор совсем загибается. Там не живут, а мучаются. Есть двор, на котором держат скотину. Перед домом штук пять старых тракторов, из которых, видимо, собрали один рабочий. Грустная картина. Даже стыдно было фотографировать.
Зато неподалеку процветает какой-то агрохолдинг. Хозяин или директор, не знаю, носится по полям на белом Lexus LX. Пыль тянется, как лента в руках художественной гимнастки.
По дороге на хутор чуть не снес тонкую проволоку, натянутую поперек поля в два ряда. Хозяин гостиницы объяснил, что это автопастух. Есть возможность отсоединить проволоку и проехать, потом установить на место.
Дорога по полю - песчаные колеи. Сперва боялся, что застряну, и включал полный привод, но быстро понял, что перестраховываюсь. Позже обнаглел и залез на поросшую колючками дюну, просто ради интереса.
Даже без понижайки влез почти до самого верха.
В райне Кумылженской Хопер постоянно петляет и меняет русло. Там, где река поворачивает, один берег крутой, а второй - песчаный пляж.
Песок на пляже, как в часах, мелкий и белый. Вода чистая. Подъехать можно к самому пляжу, по этим координатам: 49.891794, 42.331735. Есть несколько выездов, можно двигаться по лесной дороге вдоль берега и выбирать.
Приезжать лучше в будние дни. В выходные лес забит разнокалиберными внедорожниками, на которых приезжают любители выпить и повеселиться на природе. Впрочем, ребята все мирные, просто в выходные сложнее найти свободное место для лагеря.
Политика "гибридного похода" полностью себя оправдала. Завтракали в гостинице, затем я жарил мясо для обеда и укладывал в контейнер. Картошку и прочее варили на американском примусе Coleman, любезно предоставленным коллегой. Эти примусы выпускаются 120 лет. За это время конструкция стала совершенной (но при этом, я думаю, вообще ни разу не изменилась). В общем, хороший примус, только вот рассчитан на большие кастрюли. В маленькой кастрюле картоха кипит, как в аду, и не убавишь.
Купаться в Хопре очень приятно. Температура в тени достигала 36 градусов, но переносится легко. Глубина на пляже нарастает постепенно. На дне такой же белый песок - сильное течение уносит ил, и он не скапливается как в какой-нибудь Пахре. Из-за течения приходилось постоянно следить за ребенком.
На третий день догадался поехать на сельский пляж, в станицу Слащевская: 49.866568, 42.332460. Там глубина по грудь даже на середине реки.
Удобств минимум, все-таки это сельский пляж. Есть пара столиков, на поляне очень чисто. Местные купаются семьями, много детей. Люди приветливые.
Проехав вдоль берега чуть дальше (49.869652, 42.325569) можно найти подходящее место и остановиться с палаткой. Сюда ехать на пузотерке не рекомендую. Несмотря на хорошую погоду, здесь я все-таки переезжал пару глубоких луж.
Зато там действительно удобные и многообещающие места для рыбалки. И тут уместно будет поговорить о рыбе в Хопре.
Когда-то в этих местах можно было поймать сазана на кукурузу, распаренный горох и тому подобные вещи. На блесну типа "ложка" ловился суда и щука.
Сегодня рыба в Хопре есть, но, видимо, не про мою честь. Я заморочился и купил несколько пачек крупы наподобие перловки и ячневой каши. Смешал с универсальной подкормкой. Купил опарыша и червей. Убедился, что наживлять опарыша - высокое искусство. И поймал - одну несчастную уклейку. При этом мимо меня, ухмыляясь в усы, ходили местные казачки, и у всех была рыба. Но надо сказать, что ловят они нынче с лодок. Впрочем, с ребенком какая рыбалка...
От Кумылженской до Слащевки 30 километров, но пролетаешь их быстро, дорога хорошая. И очень, очень живописная. У моста через Хопер, на горе, стоит памятник казачеству (49.830097, 42.397461).
Вид - настоящий апофеоз этих мест, очень красиво. Там же расположена база отдыха, которую я через интернет не нашел, хотя сайт есть. База работала, несмотря на коронавирус.
Трудно передать, с каким огромным сожалением я уезжал. Контраст с прошедшими в тревогах весенними месяцами был огромен. Сожалея о быстротечности времени, я отправился домой в ночь, чтобы использовать последний день целиком.
По дороге остановился на парковке у АЗС, чтобы пару часов поспать. Ребенка уложил на заднем сиденье, и он там поместился. Уверен, что можно было разложить кресла так, чтобы мы оба легли. Но мне удобно и сидя.
Восстановив силы, поехал дальше, и в полдень вернулся домой. Настроение всю дорогу было хорошее, так бывает, когда в поездке совсем не встречаешь негатива. Уверен, что в Кумылженскую еще вернусь.
Очень приятный язык, читается с удовольствием! Места живописными (судя по фото) назвать сложно, но есть в них какая-то милая уютность.
Только не понятно - почему рассказ в Автоновостях, а не в разделе о путешествиях
_________________
Объяснять оппонентам свою точку зрения нужно спокойно и методично, вводя поправки на скорость ветра и износ ствола...