Емко можно выразить идею словами Аристотеля: «Однажды ты поймёшь, что пользоваться важнее, чем обладать»
Сегодня я поделюсь с вами собственным опытом использования каршэринга в Москве. Про этот формат сервиса я прочитал где-то уже более полугода назад, в каком-то автомобильном журнале. Но обзор услуг в этой области был описан весьма лаконично и несмотря на " независимый тестовый формат", с режущим глаз, явным рекламным подтекстом. Но сама идея показалась мне привлекательной.
Я отношусь к той категории людей, которые очень неуютно ощущают себя при поездках с незнакомыми водителями. Кроме этого, стараясь быть пунктуальным, я всегда вынужден вызывать такси с большим запасом, суммарно теряя на этом кучу времени. Поэтому такси для меня - это крайний случай и всегда ряд микрострессов. В чужих городах и странах я всегда пользуюсь прокатными автомобилями и общественным транспортом. Люблю ходить и пешком, если погода хорошая и есть время, 5-7 километров легко и с удовольствием. Ну а в Москве, конечно, в основном передвигаюсь на собственном автомобиле. Поэтому шанс воспользоваться каршэрингом у меня был совсем маленький. Но всё же предоставился.
На конец марта я забронировал автомобиль для очередного клубного тест-драйва и съемок. Но так получилось, что кто-то из журналистов-неудачников, вернул этот автомобиль в пресс-парк Lexus разбитым. Таким образом полностью спутав планы всех, кто был в графике тестов следом за ними. Машины не будет. Эту неожиданную весть я узнал находясь в Европе, лишь собираясь лететь в Москву. Мои личные автомобили в Москве с прошлого лета простояли в паркинге, на летней резине и без ТО. Ну, с резиной все проще - оказалось, в Москве уже сухо и тепло. А вот без осмотра и обслуживания после долгого перерыва, сразу за руль садиться не хотелось. Нужна была пара дней на сервис. И хотя острой необходимости в дополнительном автомобиле совершенно не было, я сам себя убедил - вот он, шанс попробовать пресловутый каршэринг. И приступил к поиску компаний, предоставляющих эти услуги.
В общем-то, выбор не настолько широкий. Это далеко не такси, с их изобилием разных контор.
Youdrive
Сайт компании:
Стоимость поездки - 8 руб/мин.
Стоимость парковки - 1.5 руб/мин.
Стоимость ночной парковки (20:00 - 08:00) - 0 руб/мин.
С этой компании я начал свое изучение каршэринга и его основных правил. Привлекли они меня тем, что основной их парк автомобилей представлен маркой Smart. Мне нравится их двухместный ForTwo и на фоне других, унылых и дешевых малолитражек, от вождения этой задорной капсулы можно даже получить определенный фан. Да и парковаться легко.
Для регистрации я скачал на смартфон одноименное приложение и прямо из него приступил к регистрации в сервисе. До этого я прочитал, что при вводе бонусного кода, можно получить скидку на первую поездку. Пустячок, но приятно. В интернете нашел несколько таких промокодов для этой компании, взял из наиболее понравившегося отзыва.
Забегая чуть вперед - найденный мной промокод не сработал. Я его ввел, приложение его приняло. Но на моем аккаунте после, это никак не отразилось, никаких скидок и бонусов. Может старый, "просроченный" был, не знаю. Зато свеженький и актуальный код после регистрации в приложении появился у меня: G2h0mx - его я по идее могу посоветовать друзьям и он должен сработать при регистрации. Может и вам пригодится.
Далее от меня потребовалось загрузить фотографию или скан гражданского паспорта (разворот первой страницы и разворот с пропиской), а так же водительское удостоверение с двух сторон. Я загрузил четыре требуемых фото, которые были сделаны просто на айфон. Затем сервис запросил от меня номер банковской карты, с которой я буду оплачивать услуги. Я ввел номер и ... был удивлен суммой первого списания. С меня сразу сняли 1000 рублей, которые трансформировались в 1000 баллов на счету в приложении youdrive. Многовато, для первого знакомства.
Тем не менее, очень быстро мне на e-mail пришло вежливое и дружелюбное послание, подтверждающее мою регистрацию и все принятые документы. То есть от момента начала регистрации до полной работоспособности (возможности сесть в ближайшую машину и поехать) у меня прошло не более часа! Я снова запустил приложение, которое мне оптимистично сообщило, что "до ближайшего автомобиля 100500 минут пешком". Неудивительно, я же в другой стране, а сервис чисто московский.
Воодушевленный успехом, я решил, что один сервис хорошо, а два - лучше. Ведь и машин тогда будет для меня в доступе вдвое больше. Проще будет выбирать ближайшую. И еще не приехав в Москву, я продолжил искать компании по каршэрингу.
Delimobil
Сайт компании:
Стоимость поездки - 7 руб/мин.
Стоимость парковки - 2.5 руб/мин.
Ночная парковка - нет
Сразу в глаза бросаются первые отличия от Youdrive. Минута поездки - дешевле на рубль. Минута парковки - дороже в 2.5 раза! И совсем нет ночной парковки. То есть подгадать, например, вечернее возвращение домой (или на дачу) с утренним выездом дальше, не платя за ночное ожидание - не получится.
В парке Delimobil основные автомобили - Hyundai Solaris с АКПП. Если нужна относительно вместительная машина (на что Smart уже претендовать не может), то нормальная альтернатива.
Регистрация первоначально аналогична Youdrive - скачал приложение, заполнил данные. А вот прикрепление банковской карты у Delimobil более "щадящее", чем у Youdrive - сняли с меня всего 2 рубля. Правда, безвозвратно (очевидно, так просто проверяют работоспособность карты).
Через некоторое время получил e-mail, с просьбой для завершения регистрации загрузить те же документы, что и требовались конкурентам - паспорт, права. Благо, у меня в смартфоне уже были сохранены прежде использовавшиеся фото, я быстро загрузил их.
Вроде все работает. Перешел по карте на Москву - свободных машин под три сотни! Ничего себе. Карта выглядит гораздо "насыщеннее", чем у Youdrive. Вот и недалеко от моего дома несколько машинок видно ... Красота!
Теперь дело за малым - добраться до Москвы, а два сервиса я активировал.
Поехали!
Признаться, в тот день у меня было и не очень-то много дел. Но я составил наполеоновский план передвижений по Москве, который должен был в ассортименте охватить услуги обеих вышеупомянутых компаний по каршэрингу.
Уже за завтраком я стал изучать карту в обоих приложениях - на машине какого сервиса я буду кататься первую половину дня. Приложение Delimobil показало несколько автомобилей, в 10-15 минутах пешком от моего дома. Вполне. А вот все Смарты от Youdrive были почему-то далеко. Приложение Youdrive (в отличии от Delimobil) показывает примерное время ходьбы в минутах и до ближайшего автомобиля мне, по их планам, было идти 55 минут. Начинать день с такой прогулки в мои планы не входило и я решил, что пересяду на Smart позже. А начну с Hyundai от Delimobil.
Так как это был мой первый опыт, нажимать кнопку "забронировать автомобиль" в приложении я как-то сразу не решился. Хоть у всех сервисов после бронирования - 20 минут ожидания бесплатно. Потом включается парковочный режим, что в общем-то тоже не сможет нанести ущерб кошельку
Но я решил сперва прогуляться до автомобиля и хоть увидеть его вживую. Тем более в правилах каршэринга написано, что если автомобиль "сильно загрязнен или поврежден", надо его фотографировать, отсылать фото и звонить, сообщать. Начинать с этого день не хотелось и я подумал, что за 15 минут машину никто не забронирует. Она уже там часа два стоит, со времени моего завтрака. Но я ошибся. Машина уехала за несколько минут до моего ожидаемого прибытия на место стоянки, даже не успел её увидеть. Ну и ничего. Пешие прогулки полезны. Особенно в хорошую погоду!
Но ... почему же все Смарты так далеко? И что за зеленый контур по карте Youdrive? Хм... и сами машины находятся в основном в его пределах. Хотя есть свободные и за этим контуром. Ах вот оно что! Слона-то я и не заметил. Оказывается, сервис Youdrive работает только в пределах определенных границ. И машину надо оставлять тоже в "зеленой зоне", иначе штраф - 2000 рублей. Это немного расстроило - на Smart домой на Юго-Запад, оказывается, мне не вернуться. Хотя и странно - ведь именно на Юго-Западе Москвы очень плотная застройка жилыми комплексами, при этом процент элитных домов и кредитоспособного населения значительно выше других окраин города.
До следующего "ближайшего" автомобиля было идти уже около получаса, так как он находился совсем в другом направлении. Но у станции метро "Тропарево". И машин Delimobil было две, стояли они совсем рядом. Я рассудил, что обе машины разом не "заберут" и двинулся в их направлении.
Затея уже стала напоминать какой-то квест. Уткнувшись в карту на телефоне, я снова прошел через свой дом и наконец дошел до м. Тропарево. Оба автомобиля с карты не исчезли, оставаясь вакантными.
А приложения всех "каршерингов" показывает не только марку автомобиля, но и заполненность его бензобака. У одной машины от Delimobil топлива было пара делений виртуального бака, у другой побольше. Я выбрал ту, у которой было бензина побольше, на всякий случай.
О топливе. Платить за бензин в каршэринге не надо. Но при необходимости, у Delimobil, судя по правилам, это можно делать на заправках Лукойла. Принцип какой-то сложный - их карточки, которые надо активировать через call-центр и так далее. Может и не так сложно, как звучит, но у меня энтузиазм заправлять их Hyundai резко угас. Причем Delimobil разрешает заправлять машину, только если в баке менее 25% топлива. То есть, получается, можно бросить машину для следующего клиента хоть "на парах бензина" (или вообще с кончившимся топливом тупо завершить аренду). Тогда как Youdrive обязывает заправлять автомобиль, когда в баке менее 20% топлива и грозит штрафом в 2000 руб., в случае невыполнения этого требования. Снова жестковато, но, в общем-то, правильно. Тем более что у Youdrive с компенсацией за заправку звучит все проще - заправился где угодно, на сколько угодно, выслал фото чека и сам чек положил в бардачок. Деньги, потраченные на заправку, вернут на счет в приложении.
Итак, я добрался до "делимобиля". Вот он какой оказался. Немного грязненький, сильно раскрашен, запаркован не очень хорошо. Я бы так собственную машину не поставил - вроде и не блокирует проезд, но стоит неудачно, могут и зацепить, напротив шиномонтаж. И чьи-то парковочные места перекрывает.
Торжественный момент нажатия кнопки "забронировать"... Та-дам!
На секунду я почувствовал себя на обвинительном приговоре. Прямо я какой-то злодей, пойманный за руку, не меньше!
Так, а что же я тогда "успешно загружал" (по рапорту системы) в приложение Delimobil прежде? Ведь это было 4 с лишним дня назад! Вот же незадача.
На деле, полное "каршеринговое" фиаско - Смарты далеко, Хюндай близко, но бесполезен. Осталось только метро. Не был в нем около года. А до этого вообще лет 15. Но всё же быстро разобрался - карточка на одну поездку стоит 50 рублей. За эту сумму я и добрался до проспекта Вернадского, где от метро рукой подать до "Газпромбанка", куда и лежал мой путь. В метро неплохой и бесплатный wifi позволил мне повторно загрузить документы в приложение Delimobil. А вдруг? Хотелось бы.
Если чисто математически посчитать расходы на этот отрезок пути, то за передвижение на "Делимобиле", от Тропарево до Вернадского, занявшее бы у меня по прогнозу Яндекса около 20 минут, мне бы пришлось заплатить около 140 рублей. Экономия началась - 90 рублей сохранены, да и по времени минут на пять быстрее.
В банке, ожидая своей очереди, я просидел почти час. Неожиданно. Обычно там все быстро. Выходя из банка оставалось только порадоваться одному плюсу - час парковки от Delimobil обошелся бы мне еще в 150 рублей (60 x 2.5 руб). Да и встать около банка всегда сложно, мне часто приходилось парковаться значительно дальше, во дворах.
Моя следующая встреча была запланирована в районе м. Университет. А там, заодно, уже и скопление Youdrive'овских Смартов через карту приложения наблюдается. Неудивительно - ведь именно м. Университет последняя "юго-западная" точка, после которой заканчивается разрешенная зона для окончания аренды автомобильчиков от этого оператора. Видимо, всех их и бросают на границе.
Я доехал до станции м.Университет, до встречи оставалось еще целых 40 минут. Я решил "обзавестись" ближайшим Смартом. Судя по карте, он находился как раз в 15 минутах пешком. Других машин рядом не было. Умудренный горьким опытом, я без раздумий нажал на кнопку "забронировать".
Ура! Пара секунда ожидания 3g связи и ...
Более того, на аренду этой машины мне полагалась скидка - 15%. Такие скидки появляются на автомобили, которые долго не забирают с места стоянки. То есть, в этой зоне нет активного спроса и цена на аренду начинает постепенно немного снижаться. Приятно!
Вот он, "мой" Смарт. Приятно, что машина Youdrive не разрисована так вызывающе, как Delimobil. Выглядит гармонично и не выделяясь на дороге.
Следующее действие за "бронью" - кнопка "начать аренду" в приложении. По этой команде автомобиль открывается.
В бардачке должны лежать документы. Это первое, что необходимо проверить при начале аренды. В моей машине крышка бардачка вообще оказалась изначально открыта, так что папку с документами я заметил ещё с улицы. Я еще подумал, что может так и надо - оставлять ящик открытым. А так же в "моём" бардачке лежал какой-то грязный, отломанный пластиковый кожух.
Заметив это, я обеспокоено вышел из машины и снова обошел её вокруг - повреждений нет. Надо ли сообщать в Youdrive о том, что в машине валяются какие-то детали? Вроде такого правила нет. На этом я и успокоился.
Заводится автомобиль с кнопки в районе ручки КПП. Трансмиссия - роботизированная. То есть фактически автомат. Несмотря на то, что машинка внутри была не слишком чистой, чувствовалась, что свежая. Пробег на одометре был около 4000 км. Ехала хорошо, бодро и мягко.
Правда в процессе движения, Youdrive несколько раз пугал меня какими-то сообщениями на телефон. То сообщил, что я в режиме ночной парковки.
Это меня обрадовало (о, глюк в мою пользу!))
Затем, "одумавшись", приложение потребовало вдруг заправить этот Смарт, хотя я только начал движение на автомобиле, в баке которого, судя по приложению, было 25% топлива. Наверное, колыхнулось при торможении или разгоне и датчик кратковременно сработал в меньшую сторону.
После короткой встречи неподалеку, мне надо было доехать до МГУ, где меня ждал курьер с документами. Я положился на Яндекс-Навигатор, но зря - не в первый раз он мне показал поворот направо там, где движение было только прямо. Нужный корпус МГУ я проскочил и вынужденно проехав через площадь, решил не крутиться обратно. Набрал курьеру, попросил его подойти ко мне. Потом понял, что дольше буду объяснять, где я нахожусь. Сам дойду. Все-равно на Смарте на Юго-Запад не вернуться. И просто оставил Смарт на улице, завершив аренду и получив об этом SMS. Смарт грустно щелкнул центральным замком и остался ждать следующего водителя...
Тоже самое продублировалось и на e-mail
285 рублей я отдал за час без малого, эксплуатации этого Смарта от Youdrive. Это с учетом подвернувшейся 15% скидки. Переводить в затраты на общественный транспорт здесь неуместно - мой маршрут был невелик, но слишком запутан. Без машины здесь было не обойтись. Вот здесь поездка на автомобиле каршеринга, без сомнений, была отличным вариантом.
Встретившись и забрав документы, я ... вошел во вкус. Мне почему-то расхотелось идти пешком до метро. И карта Youdrive подсказывала мне, что на территории МГУ запаркованы несколько свободных Смартов. Со скидкой, Карл!
Я выбрал ближайшую машину, до которой дошел за 5 минут. Через машину от "моего" очередного, желтенького Смарта, был запаркован Соларис от Delimobil. Похоже, студенты МГУ активно пользуются каршэрингом. Жаль, что я не мог в этот момент взять Hyundai. Мне бы на нем прямо до дома доехать, а не до метро Университет...
Желтый Смарт я уже бронировал и открывал со смартфона привычно и с превосходством глядя на окружающих. Ехать до метро было всего ничего, а из машины прямо не хотелось вылезать. Я остановился на парковке по пути к метро и решил попытаться найти еще какого-нибудь оператора каршэринга. И у меня это получилось! Поиск выдал мне третью компанию ...
Anytime
Сайт компании:
Стоимость поездки - 7 руб/мин. пн-чт. ( пт.-вс. 6 руб/мин.)
Стоимость парковки - 1.5 руб/мин.
Ночная парковка - 0 руб (00:00 - 08:59)
Я быстренько скачал их приложение и начал регистрацию. После опыта с Youdrive, меня не покидала надежда, что кто-то еще сможет предоставить мне сервис так же легко и моментально.
Но в отличие от нудного и невнятного Delimobil, приложение от Anytime сразу и бодро выдало мне после регистрации следующие "поздравления":
В плюсы можно записать прозрачное, понятное и оперативное объяснение собственных правил. В минусы - сомнительное удовольствие ехать на другой конец города, ради каких-то бюрократических формальностей. Даже курьера для этого не предлагают.
Придется возвращаться домой на метро...
Я нашел местечко во дворе оставил Смарт буквально в 50 м. от метро Университет. Признаться, свободных мест во не было, а по незнанию я заехал глубоко в "кишку" двора, заканчивающуюся тупиком. И вдруг ... местечко. Маленькое такое, у тротуара. Как раз Смарт влезет. Не более. Я запарковал туда своего очередного ослика-перевозчика и завершил аренду. А вот как будет выезжать оттуда следующий водитель - не знаю. То есть, я бы выехал без проблем, конечно. Всего-то метров 100 задним ходом между плотными рядами машин, запаркованых с двух сторон. А вот для какой-нибудь неопытной дамы, занятие то еще. Развернуться там невозможно. Но, тем не менее, машину я оставил полностью по правилам.
Мне пришла очередная смс-ка, сообщившая, что на путь от МГУ до метро Университет я потратил 197 рублей. Многовато. Я же ехал всего ничего. Но минут 10 стоял, ковырялся в телефоне, искал другие каршэринги. Вот оно, где собака порылась! Я-то думал, что "парковочный режим", это когда ты в машине остановился на парковке. А оказывается, его включать надо. То есть выйти из машины и включить "парковочный режим". Тогда машина не освобождается, а закреплена за тобой (по цене от 1.50 руб до 2.50 руб в минуту). Можешь идти по своим делам. А если мне удобнее посидеть в машине? Дождь на улице или холодно, дождаться кого-то? По 7 рублей в минуту сидеть не очень интересно. А вариантов нет. Что ж, будем знать, при дальнейших расчетах маршрутов. Пока, желтый Смартик! Ты был гораздо чище и аккуратнее первого. Береги себя.
... На выходе из м. Тропарево я с интересом прошел мимо своей первой "неудачи" - того самого Солариса, на котором хотел ездить целый день и сделать гораздо больше дел, заехать в редакцию "Главной Дороги" в Останкино и так далее. Он так и стоял, на том же месте, в лучах заходящего солнца. Целый день эта машина никому не понадобилась. Как и мои 2-3 тысячи рублей, который я планировал на это потратить.
Чуть позже вдруг "проснулся" и Delimobil. После моих многократных загрузок фото своего паспорта и прав, мне пришло следующее письмо:
Признаться, я довольно высоко оцениваю возможности 8-мегапиксельной камеры iphone 6 plus. При необходимости, на фото моего паспорта можно не только "прочитать" все, что захочется, но и даже рассмотреть в деталях волоски, интегрированные в бумагу. Те же самые фото, напомню, у меня без малейших замечаний, приняли в Youdrive.
Почти 5 дней я пытался стать клиентом Delimobil, не получая от них никаких ответных писем и сообщений. И теперь такой результат. Возможно, будучи монополистом, можно было бы практиковать такой низкий уровень лояльности к клиентам. Но на фоне замечательной и удобной регистрации у конкурентов Youdrive, сервис Delimobil оставляет неприятное впечатление на самой важной стадии - "входном билете". Сразу появляются мысли - а если пойдет что-то не так с этой компанией в процессе аренды? Не дай бог, ДТП, закончился бензин, поломка, повреждения машины до тебя и т.п. - с таким подходом, ведь, чтобы "достучаться" до них снова 5 дней понадобится?
Резюмируя
Youdrive. Плюсы - удобная регистрация, приложение, забавные машинки, низкая цена парковки + ночной режим. Минусы - ограниченная зона покрытия.
Delimobil. Плюсы - много автомобилей, большая зона покрытия (до МКАД и далее, за МКАД машину необходимо оставить в пешей доступности от метро, если есть). Минусы - дорогая парковка и нет ночного режима. Ну и конечно, регистрация.
Anytime - Изучить условия и проверить не удалось. Возможно, кто часто бывает на ул. Барклая и около, когда-нибудь проверит
Но в целом - идея хорошая. Как альтернатива такси, особенно для тех, кто его недолюбливает как я - очень удобно.
#carsharing #youdrive #delimobil #anytimecar #отзывы #опыт