Автомобиль, который в первую очередь изначально разрабатывался как эталон экономичности и, справедливости ради, только во вторую очередь – как приносящий наименьший вред окружающей среде. Впрочем, экологические показатели Prius позволили ему получить дополнительные финансовые льготы в ряде стран, что снова можно положить на чашу экономии.
Возможно, кто-то уже про себя подумал – да это женский автомобиль! И приведённый выше список знаменитостей-владельцев это лишний раз доказывает. Простите, вот еще порция известных мужчин и вполне традиционной ориентации, выбравших Приус - Sting, Tom Hanks, Leonardo DiCaprio, David Duchovny, Dastin Hofmann, Owen Wilson. Достаточно?
Но надо признаться, первые поколения Приуса были далеки от стильных кузовных линий и пропорций. Но неужели эти и многие другие знаменитости, владеющие Prius так скупы, что руководствуются при своём выборе экономией средств? Вызывает сомнение и теория, что их сильно тревожит забота о природе – иначе их гардероб похудел бы как минимум вдвое, хотя бы от вещей и обуви из натуральной кожи. Остаётся только одна причина столь феноменального интереса. Гибридный автомобиль – это модно. Гибрид – это модный гаджет.
Если обратиться к википедии, можно уточнить, что «гаджет» (англ. gadget, приспособление, прибор, штуковина) — устройство, выполняющее ограниченный круг задач (специализированное), отличающееся малыми размерами, подключаемое по стандартизированному интерфейсу к более сложным устройствам.
Отличная характеристика для Lexus CT 200h. Эта «штуковина» действительно отличается малыми размерами, выполняет ограниченный круг задач и может быть «подключено по стандартизированному интерфейсу» (например, через VISA или Mastercard) к более сложным устройствам (влиться в автопарк автомобилей больше и дороже).
К моменту появления CT 200h, самого маленького автомобиля Lexus, журналисты сделали из этого события сенсацию. Выход модели как только не называли: «смелый шаг», «неоднозначное решение», «попытка прорыва в гольф-класс» и так далее. Хотя, если хоть немного задуматься – японцы всё просчитали. Приус раскупают и неплохо. Компактные автомобили в тренде. Рынок готов к потреблению дорогих, навороченных, модных, премиальных «компактов». Так почему бы не дать потребителю гаджет от Lexus? Никаких экспериментов. Только чётко продуманная и безошибочная японская стратегия.
Lexus CT 200h трудно себе представить «главной машиной в семье», в которой есть ещё один или несколько автомобилей. Относительно своей стоимости (от 1.318.000 руб. на осень 2013), эта модель далеко не верх практичности. Поэтому CT 200h выбирают либо как единственную и любимую машину, либо покупают как дополнение к уже имеющимся автомобилям, обычно более дорогим.
Когда я сел за руль CT 200h впервые, поначалу мне сложно было представить роль такого гаджета в своей жизни. Как основная машина для столичной жизни – слишком маленький. А как дополнение к имеющимся – дороговато и непрактично. И в качестве тайной авто-игрушки я давно выбрал Smart
Но теперь, когда позади осенний месяц московских пробок и подмосковных дорог на CT, моё мнение о модели изменилось. Точнее будет сказать, сформировалось. Вы думаете, далее пойдут дифирамбы и литературные эскапады в адрес Lexus? «Выходит на глиссирование, словно гоночный катер», «острые отклики рафинированных подвесок», «хищный оскал оптики» «ввинчивание в резьбу пиринейского серпантина» … Всё это было сказано до меня, ведь модель была представлена не вчера. Да и не моё это.
Меня интересует реальный тест-драйв. В тех российских условиях, в которых реально предстоит эксплуатировать CT потенциальному владельцу. Не где-то на красочной презентации новинки, под шум прибоя и ограниченных маршрутах по безупречному асфальту. А во всех наших бытовых, ежедневных ситуациях. По-настоящему. Динамику проверить на обгоне грузовика, по узкой дороге. Тормоза в полной мере поможет почувствовать шахид-такси, прямо передо мной под прямым углом направивший свою Нексию к голосующему, из крайнего левого ряда в правый. Управляемость – в сентябрьские ливни. Дорожный просвет – на подмосковной грунтовке. Судить о расходе топлива не по данным из проспектов, а на собственном опыте и манере езды. И вообще, изучить реакцию окружающих водителей на модель – а ведь это тоже составляющая часть комфорта, о котором в свою очередь можно говорить лишь в конце дня за рулём, а не сев в салон и осмотревшись.
Одним словом, моя задача – рассказать о машине словами человека, который не просто вдруг пробует устриц вместо привычного гамбургера, а давно и хорошо знаком с их вкусом. И сегодня будем вкушать Lexus CT 200h.
Экстерьер
Передняя часть CT 200h безусловно узнаваема и перекликается с внешним обликом старших моделей Lexus. Более того, когда я сделал несколько фотографий в ракурсе, затрудняющем индентификацию габаритов и выложил их в свою ленту на фейсбуке, даже вполне подкованные автолюбители затруднились сразу дать ответ – какая именно эта модель Lexus. Оптика имеет традиционные для последних поколений Lexus светодиодные бумеранги в нижней части, стилизованные под размашистую букву “L”. А опционально, в дорогой комплектации на модель устанавливаются и LED-фары.
Вполне в корпоративном стиле – можно сказать и про корму.
Хоть и непривычно низко от земли и несмотря на достаточно причудливую форму из нескольких ступенек, разделённых узким стеклом пятой двери, стиль и дизайн фонарей всё равно безошибочно выдаёт Lexus.
А вот в профиль вид более пресный. Шильдики Lexus там приклеить некуда. Пришлось ограничиться традиционными, маленькими табличками Hybrid в нижней части задних дверей. Ну а габариты полностью выдают «гольф-класс» и от «намёка на премиальность» остаются лишь уголки светодиодных фонарей, заползающих на задние крылья. Впрочем, всё это не помогает CT 200h «выглядеть сбоку на свои деньги» и как результат – порой, непривычно-низкий уровень уважения на московских дорогах, где даже дедушки-дачники научились мгновенно оценивать автомобили и совершать свои дорожные манёвры в соответствии со сделанными выводами. Но об этом позже, в абзаце с характерным названием – «Пиетет».
Отдельно стоит упомянуть разницу между CT 200h и CT 200h F sport. Японцы неплохо научились манипулировать тщеславием потребителя, по сути, повторив маркетинговый ход, ранее воплощенный европейцами. Например, у BMW есть серьезно доработанные гражданские модели, которые получают к своему индексу литеру “M”. Все знают, что «эмка» - это круто и дорого. А для понтов вполне прокатит официальный «м-пакет», который визуально сделает модель немного похожей на дорогостоящую версию. Lexus, выпустив в своё время злую и дорогую модель - IS-F, изначально дал жизнь букве “F” в своей истории, как обозначению спортивного характера. Поэтому версии “F sport” стали пользоваться особой популярностью, хотя по своей сути, имеют незначительное вмешательство в техническую часть, акцентируя внимание на стайлинге.
Я протестировал обе версии CT 200h. Визуально F sport отличают черные колёсные диски (хотя размерность на обеих предоставленных мне версиях была одинаковой - 16”), ячеистые тёмные решётки спереди, ну и конечно, аэродинамические изыски по пластику.
Впрочем, завершая экскурс по экстерьеру, можно бросить первый камушек в огород российской эксплуатации Lexus. Мне искренне жаль японцев, которые до сих пор не смогли побороть наши адские химические реагенты, которыми посыпают российские дороги. Хром на решётке «сдался» после первой зимы на этом CT. Пара замен в гарантийный период неизбежна. Далее – за свой счёт.
Интерьер
Для того, чтобы CT 200h открылся, достаточно просто потянуть дверную ручку. Бесключевой доступ работает и в обратном порядке - чтобы все двери закрылись, а зеркала послушно сложились, достаточно прикоснуться пальцем к невидимому сенсору на дверной ручке.
Признаться, сначала я ожидал увидеть внутри нечто «космическое». На эти мысли меня давно настроил интерьер Toyota Prius, количеству и неординарности дисплеев в котором мог бы восхититься и сам Джордж Лукас. Но CT 200h оказался вполне лаконичным, хоть и, безусловно, навороченным.
Версия F sport щеголяет обивкой сидений с выделяющейся перфорацией и алюминиевыми накладками на педалях. А сиденья «гражданской» модели CT 200h обиты чёрной кожей, но уже без столь ярко выделяющейся вентиляции.
Кстати, молнии по краям сидений явно говорят о том, что эту обивку можно при необходимости (замена или чистка) аккуратно снять и затем вернуть на место. Впрочем, на тему того, «сколько животных и деревьев пострадало при создании салона для CT 200h», у меня есть некоторые сомнения. Несмотря на высокое качество материалов интерьера, мне всё же кажется, что в Lexus CT всё же поддержали идеи green peace не только по чистоте выхлопа в атмосферу…
Пластик передней панели, разумеется, сделан мягким и максимально «резиновым», чтобы удовлетворить самых изысканных ценителей тактильности этого благородного материала. Меня всегда удивляло, как одним из первых «тестов» в новом для себя автомобиле, многие делают «щуп торпедо». Возможно, долгое время езды на Логане или Мазде3 порождают такое желание? Но я тоже честно потрогал. Мягко. Кроме того, еще и козырёк приборной панели прошит «под кожу». Неплохой компромисс между тем, чтобы не обтягивать всю переднюю панель и всё же добавить «кусочек премиальности».
Передние сиденья охватывают непривычной для Lexus боковой поддержкой. На руле «спортивной» версии F sport – одноимённый шильдик в нижней части. Очевидно, чтобы не забывали в пробках.
Зато на втором CT, в комплектации Luxury, вместо этой таблички, в верхней части рулевого колеса вставка, имитирующая дерево. Удивительно, но порой даже совсем примитивная лаковая имитация среза деревянного массива от корейских автопроизводителей, выглядит натуральнее, чем этот матовый вариант от Lexus. Хотя как я не всматривался в «рисунок», найти характерную в таких случаях «компьютерную фактуру», не смог.
Вопрос "натуральности дерева" заинтересовал меня и я всё же получил официальный ответ от импортёра - в Lexus нет имитации дерева, а в ряде случаев используется тонкий слой натурального шпона. Таким образом, наши руки всё же действительно "держат древесину", пусть и через один-два миллиметра дерево заканчивается и начинается пластик.
С таким же слоем деревянного шпона выполнена вставка в передней панели. Примечательно, что такая вставка – одна на весь интерьер. Традиционного, аналогичного декоративного дополнения по дверным обшивкам и в центральной консоли здесь нет. А в версии F sport, например, эта вставка стилизована под полированный металл. Учитывая то, что на вкус и цвет товарищей нет, я сфотографировал и изучил номера этих деталей, а так же приценился к ним в клубном магазине - около 5000 р. Замена единственной планки занимает буквально несколько секунд, при этом значительно меняя интерьерное восприятие. Возможно, кому-то из обладателей CT захочется разнообразить уже ставшее привычным, учитывая вполне разумную стоимость этих деталек.
Фишки
Их много. Но в предоставленных мне для теста машинах чередование опций (в зависимости от комплектаций) сплелось удивительным образом. Например, F sport имел электрорегулировку обоих передних сидений, при этом водительского – с тремя запоминающимися настройками.
Кстати, на втором подопытном CT 200h Luxury, казалось бы, в гораздо более богатой комплектации с люком, «деревом», аудиосистемой Mark Levinson и выезжающим монитором, пассажирское сиденье приходилось регулировать с помощью механических ручек и «кочерги» под сиденьем. Вот такие гримасы комплектаций!
Оба автомобиля имели идентичную крышечку между передними сиденьями, под которой прячется гнездо «прикуривателя» (в кавычках, потому, что пепельницы в CT 200h не предусмотрено и правильнее было бы называть не «прикуриватель, а «разъем 12 вольт»), а также два входа – AUX и USB. Последний вход без проблем понимает как iphone и начинает проигрывать имеющиеся в нём треки, так и обычную флешку с MP3-содержимым.
Далее, если вести взгляд вверх, сходство двух сравниваемых версий заканчивалось. На F sport была установлена обычная аудиосистема. А вот на версии «с монитором» - легендарный поставщик императорского двора Lexus – маэстро Mark Levinson.
Отличить версию "с Левинсоном" на любом Lexus всегда очень просто – скромный одноимённый логотип будет присутствовать на лицевой панели головного устройства.
Впрочем, наличие Mark Levinson предполагает еще ряд визуальных изменений, например акустика. Добавляется центральный канал в центре передней консоли, высокочастотные «колечки» в передних стойках.
А в задних стойках и вовсе стильные динамики отделкой под алюминий.
Венчает композицию от Mark Levinson сабвуфер в задней части. Правда, съедающий всю левую нишу и так скромного объема багажника. И если, на мой взгляд, даже базовая аудиосистема играет весьма прилично, чисто и «упруго», то Mark Levinson озвучивает маленький CT просто великолепно.
Я всегда удивлялся тем, кто тратит сотни тысяч, а порой и миллионы рублей на домашнюю аудиосистему и считает себя продвинутым ценителем звука, а при этом в автомобиле у таких людей нередко воспроизводит звук что-то пластмассово-картонное, неприятное даже для слуха дилетанта. Возможно, эти люди не так много времени проводят в автомобиле, нежели в домашнем кресле, окружённым акустикой? Мне кажется, что пакет, включающий достойный звук в автомобиле, при этом изначально недешёвом для своего класса, брать надо обязательно.
Возвращаясь к нашему путешествию по передней консоли, поднимем взгляд выше головного устройства. Раздельный климат-контроль на обоих автомобилях сменяется дефлекторами воздуховодов. А затем пустой и ровной гладью черного пластика на моём экземпляре с пакетом F sport, против выезжающего экрана на втором CT.
Дисплей убирается и открывается автоматически, кроме этого его можно закрыть принудительно и (или) отрегулировать наклон кнопкой TILT. Большое преимущество этого довольно крупного экрана в том, что он не перекрывает обзор, в то же время находится в глубокой нише, перекрывающей свет и добавляющей контрастной тени для обзора.
Несомненно, большой цветной монитор, да еще и с электроприводом, добавляет любому интерьеру «богатства». Но перед тем, как я перейду к собственным выводам по его функциональности в данном случае – посмотрите на основные информационные окна (исключая подменю), которую этот дисплей может выводить.
С одной стороны, удобно и эффектно. Например, можно посмотреть график потребления топлива. Анимацию работы силовой установки – сначала завораживает, потом надоедает (это проходят все «гибридоводы», принцип этой картинки не меняется у Toyota/Lexus многие годы). Радиостанции и треки. Отображение режимов климат-контроля - бестолковая и не нужная, на мой взгляд, возможность, для этого вполне хватает «штатного» узкого дисплея с кнопками, а управлять климатом "мышью" и вовсе абсурдная затея. Про календарь в машине я вообще лучше промолчу.
Разумеется, ключевая возможность этого экрана - навигация. Но я не знаю ни одного москвича, который бы регулярно, осознанно и с энтузиазмом пользовался штатной навигацией в Toyota/Lexus. По необходимости – да, можно. Почему москвича? Я допускаю, что в регионах проблема пробок менее актуальна, равно как и детализация карты. Использовать штатную навигацию для уточнения направления и общей ориентации ещё можно. Но вот для повседневного передвижения в мегаполисе на сегодняшний день есть гораздо более удобные и продвинутые решения.
Да, эти «решения» транслируются нам с некрасивых крепежей на присосках, лишние экраны перекрывают обзор, висят уродливые провода, их приходится снимать чтобы не украли, не разбили стекло … Но мы миримся даже с таким интерьерным диссонансом, потому что штатная навигация на Lexus требует не просто серьезной доработки, требуется полный пересмотр концепции. Насколько я знаю, гигантский шаг в этом направлении сделан на новом Lexus IS и к этой теме я ещё обязательно вернусь в другом обзоре.
Стоит напомнить, что управлять информацией на мониторе надо своеобразной «мышью», известной нам по другим моделям Lexus. Это достаточно удобно и привыкаешь быстро. И даже будучи поклонником «старых добрых сенсорных дисплеев», я признаю, что в данном случае сенсорный дисплей был бы бесполезен. В первую очередь потому, что тянуться до него было бы слишком далеко и неудобно.
Но сегодня и на Lexus CT 200h, на мой взгляд, этот выезжающий дисплей – не более, чем эффектная игрушка. Практически все его функции дублируются на других, менее красочных, но тем не менее присутствующих в модели, монохромных экранчиках. Маршрутный компьютер, управляемый кнопкой DISP на руле покажет всё тоже самое – расход топлива, расстояние до заправки и даже режим работы силовой установки в примитивной анимации. Климат-контроль не требует графики и большой диагонали. Информация о радиостанциях и проигрываемых треках тоже вполне умещается в узкой полоске жк-дисплея на «бедной» версии аудиосистемы. Остаётся только навигация … которая не удовлетворяет запросы многих пользователей.
Но вот незадача. Нельзя выбрать Mark Levinson, но сэкономить на мониторе. Эти две опции – нераздельны. Поэтому, мой вам совет, если согласны на в общем-то неплохую, но более скромную аудиосистему, не бойтесь «потерять монитор». В данном случае много не потеряете.
Ну а окончательно утвердило моё мнение вот это решение в «версии без монитора»
Обзор через камеру заднего вида отображается в штатном зеркале. При выключении заднего хода, зеркало становится «обычным», ничем не выдавая в себе сегмент с дисплеем.
Под капотом
Сюрприз для опытного Lexus-юзера проявляется сразу после первого желания открыть капот. Нащупав рукой фиксатор и придав капоту «ускорение на подъем», встречаешься с непривычным сопротивлением. Что-то мешает капоту открыться? Да нет же. Тяните вверх. Вот так, правильно, напрягите мускулатуру хоть разок без повода… А теперь вот эту палочку, надо вставить вот в эту дырочку. Это – подпорка. Закрывать в обратном порядке. Уже забыли, как это делается?
И если кузов, интерьер и экстерьер ничем не напоминают нам о Toyota Prius, то силовая установка здесь полностью идентична «бедному родственнику». Бензиновый двигатель объёмом 1.8 и «200 виртуальных электрических кубиков» - плод воображения маркетологов, породили индекс 200H.
Мощность бензинового агрегата составляет всего 99 л.с., что весьма приятно отражается в российском транспортном налоге. Но при этом основные показатели в динамики и экономичности модели, разумеется, формирует электродвигатель, работающий от батареи. Привод здесь, разумеется, на передние колёса.
Не буду вдаваться в нудные технические подробности, так как Приусоводы давно и по полочкам разложили этот мотор в своих обзорах, а принципы работы гибридной установки, похоже, уже скоро начнут проходить в школе.
Для тех, кто задаёт вопросы типа «а покажи батарейки?» и просит открыть капот – есть специальная табличка. На русском языке. Видимо, вопрос не такой уж редкий, раз ищут всё именно там.
Хотя "батарейки" искать надо в салоне. Вернее, под задним сиденьем. Туда ведёт вот такой вот вентиляционный лаз. Я даже снял решётку и заглянул с фонариком внутрь – там виднеется крыльчатка вентилятора.
А вот этот же вентилятор со стороны багажника, белым полукругом справа от оранжевого блока.
Возвращаясь под капот – непривычно видеть АБСОЛЮТНО ВСЕ наклейки только на русском языке, а в крайнем случае – имеющие русский язык среди прочих. Наконец заботятся о нашем рынке, о русском потребителе, приятно.
Но вот с бачком тормозной жидкости – косяк вышел. Нет там по-русски ничего. А вдруг я не пойму, полезу туда и нарушу работу тормозов? А ведь ничего же не написано. Учитывая то, что российский потребитель в своём эволюционном пути от совка к цивилизации, сейчас находится в активной стадии «потребительского экстремизма» (это когда в суд подают по поводу и без повода, потому что только научились так делать) – я бы всё же эту наклейку тоже «русифицировал».
Поехали!
Непривычным к гибридным машинам становится не по себе уже с первого «пуска» - после нажатия на кнопку START просто активируется приборная панель. А бензиновый двигатель на стоящем автомобиле запускается лишь тогда, когда считает нужным подзарядить батарею.
Добавляет «электрический эффект» кнопка EV mode (electric vehicle) – включив этот режим, можно максимально использовать возможности электрического мотора, без запуска бензинового двигателя. Отличная кнопочка для американских жён, планирующих бесшумно подъехать к дому и застать мужа с любовницей. На таком сценарии и была построена одна забавная реклама Toyota Prius.
Итак, включив (именно включив, а не "переключив") непривычный поначалу и очень удобный после привыкания хромированный селектор нa drive, по дворам мы едем абсолютно бесшумно.
Российские прохожие к такому непривычны и порой реагируют не очень адекватно. Помню, еще на одном из моих прежних гибридов (RX 400h), дед за которым я ехал по двору сзади и боялся подать сигнал (ну мало ли, сердце у старика не выдержит), всё же подозрительно обернулся на какой-то хруст листочка у меня под колесом. Большой капот и горящие фары в неожиданной и опасной близости подали деду в разум спонтанный импульс, благодаря которому он счёл нужным сделать нечеловеческий прыжок в сторону, попутно с не менее мистической силой огрев мой Lexus по капоту своей палкой...
Так же, на электродвигателе, передвигаемся и в пробках. Только там, в отличие от дворов, это никто не замечает. Зато очень заметно отражается в расходах на топливо. Здесь, действительно, гибрид творит чудеса. И об этом отдельно, чуть позже.
Стоит чуть сильнее нажать на педаль газа, вливаясь в поток, как просыпается бензиновый двигатель. Нет, «в сиденья не вжимает». Но и назвать разгон «овощным» - тоже не хватает совести. Кроме того, надо понимать - ощущение динамики изрядно скрадывается хорошей шумоизоляцией и мягкостью ходовой. Мы-то привыкли, что хэтчбек этого класса должен разгоняться с кучей звуков и вибраций. Чем громче, тем кажется, быстрее. В начале 90-ых мне казалось, что мой ВАЗ-2108 вообще секунд за 6 разгоняется до сотни. А здесь – тишина и покой, разбавляемые мягкой, сочной музыкой.
Но основное понимание ускорений и работы газом на этом гибридном хэтчбеке приходит лишь тогда, когда удаётся поездить во всех режимах. Причем достаточно, чтобы привыкнуть и полностью «понять» машину. Кому-то хватит получаса, а для кого-то это может быть и неделя-другая. В любом случае, обязательно придётся пройти стадию, когда вам вдруг покажется, что CT 200h «не прёт». Ведь эта машинка весьма юркая и цепкая, очень скоро начинает провоцировать водителя своей послушностью и прогнозируемостью на «отжигание».
Неизбежна ситуация, когда та доля секунды, на которую гибрид задумается после того как вы утопили педаль газа в пол и ждёте ускорения, покажется вам вечностью. Вот теперь самое время изучить действие той круглой, серебристой шайбы, которая расположена поблизости от селектора передач.
Три варианта. ECO, NORMAL и SPORT. Режим NORMAL – по умолчанию и активируется нажатием на кругляш выбора режима. ECO – поворот вправо. Я ожидал, что в этом случае автомобиль вообще перестанет ехать, но это не так. Кроме того, что производитель говорит о переключении в режим пониженного электропотребления, со временем пришло понимание, что режим ECO – этот тот же NORMAL, но ограничивающий амбиции и пожелания водителя в угоду расходу топлива. То есть, просто чтобы не забываться.
Ну, мало ли, твёрдо решил в эту поездку экономить, а тут где-то захотелось притопить на полную. Ускориться получится, как и прежде, без проблем, а вот «закинуть стрелку тахометра вверх», это уже нет, сам выбрал – запретить.
Какую еще стрелку тахометра, спросите вы? А это как раз режим SPORT. Поворачиваем шайбу вправо и … табло эконометра в левой части приборной панели меняется на тахометр! А чтобы окончательно подтвердить серьезность намерений, верхняя подсветка меняется с синего цвета на красный.
Не стоит ожидать от режима SPORT каких-то чудес, особенно на трассе. Совокупная мощность двигателей, бензинового и электрического, по сути, остаётся прежней. Меняются лишь настройки. И в первую очередь это заметно на резких стартах – электродвигатель гораздо охотнее и быстрее откликается на педаль газа, увеличивая свою отдачу до максимально возможной.
На старте, в режиме SPORT на CT можно буквально «прыгать» вперёд, изображая спортивные повадки. Но чудес не бывает. И вся прыть возвращается в привычные рамки, стоит только разогнать автомобиль километров до 80. Впрочем, если оставить режим SPORT включенным и на трассе, подхватывать желания водителя по нажатию газа CT всё равно будет бодрее, с готовностью подкидывая стрелку виртуального тахометра.
И всё же, это не спортивный автомобиль. Хотя управляется Lexus CT 200h очень азартно, платформа явно могла бы позволить большее при сопутствующей мощности! Кстати, бытует мнение, что CT 200h построен на платформе Toyota Prius, за исключением кузова и интерьера. И если по силовой установке и передней ходовой части это действительно близко к истине за незначительными изменениями, то например, задняя подвеска совсем иная. У CT 200h сзади независимая подвеска, а у Prius - торсионы.
Ещё одна интересная деталь - впервые в истории Lexus, на CT 200h установлены амортизаторы от компании Yamaha. Не скажу, что это как-то разительно изменило поведение автомобиля. Хотя, несомненно, раз такое решение было принято конструкторами, значит что-то не хватало им от привычного поставщика.
Я даже снял колесо и изучил маркировку амортизаторов. Безуспешно. Ничего, кроме тойотовского парт-номера. И даже под этой наклейкой - ничего Тем не менее, амортизаторы Yamaha на этой модели - официальный факт. Это лишний раз доказывает, что при создании своего первого, компактного хэтчбека, компания явно опасалась проиграть ходовыми характеристиками более опытным соперникам. Поэтому, еще раз повторю - ходовая часть спроектирована с хорошим, значительным запасом для спортивных амбиций!
Размерность колёс на обеих предоставленных мне автомобилях была одинаковой - 205/55/16. Отличалась лишь окраска колёсных дисков. Хотя сначала, признаться, я думал что на F Sport диски будут радиусом побольше. Но скорее всего, это издержки "российской" комплектации. Да и жалеть не о чем. Я специально несколько раз проехал на CT через грунтовку, чтобы проверить его, пусть не внедорожные возможности, но хотя бы приспособленность к тому виду покрытий, которыми изобилуют российские дороги.
Вообще российские покупатели очень трепетно относятся к таким каталожным цифрам как "дорожный просвет", при этом частенько опираясь на рекламные данные. Поэтому в своих тестах я теперь специально добавил отдельным пунктом:
Дорожный просвет
Многочисленные каталоги и проспекты обещают нам на CT 200h дорожный просвет в 14 см. Но никогда не стоит ориентироваться на эти цифры, потому как за точку отсчёта разные производители берут совершенно разные места. В своём тесте я поступаю просто. Проезжаю по грунтовке, своей "степенью сложности" примерно соответствующей классу автомобиля (разумеется, для кроссоверов и внедорожников, это совсем иные пути). Мягкий контакт с грунтом на том или ином перепаде неизбежен. Так я выявляю самые низкие и потенциально травматичные точки соприкосновения автомобиля с ямами.
В случае c CT 200h главным слабым звеном оказались грязезащитные щитки передних арок. Измеряем расстояние от их нижней точки до земли - немногим более 12 см. В группе риска так же пластиковая защита картера, он буквально несколькими миллиметрами выше щитков. Именно эти детали придётся в скором времени менять, если злоупотреблять скоростным преодолением плохих дорог. Хотя, несомненно, первый "земляной парктроник" это бампер, он первым отзовётся на непреодолимое препятствие жалобным скрежетом.
В задней части автомобиля, нередко низко нависает выхлопная система или элементы ходовой части. У CT всё довольно плотно и компактно утрамбовано в кузовные углубления. Но среди потенциальных претендентов на контакт с ямами - низко висящие углы заднего бампера, огромным куском пластиковой скорлупы опоясывающего кузов. Один хороший удар по такому углу, и бампер как минимум придётся "ставить" назад, на выскочившие крепежи. Хорошо, если не сломаются.
Оно и понятно, внедорожных амбиций у CT нет. Поэтому, я скорее хотел бы развеять сомнения тех, кому визуально кажется что CT "очень низкий". Он обычный. И со своим вполне "гражданским", высоким профилем резины, а так же без откровенно и опасно нависающих элементов (мне приходилось встречать и автомобили с заявленным дорожным просветом в 18-20 см., при реальных "контактных" 12-13), этот Lexus вполне готов сразиться как с российскими лёгкими грунтовками, так и снежными торосами во дворах.
Пиетет
Что такое пиетет? Если кратко, то это уважение к кому-либо или чему-либо. Вообще понятие этого слова более глубокое, но я не буду вдаваться в философские трактовки, ограничившись лишь тем, что считаю это слово вполне подходящим для результатов своего очередного теста.
Не секрет, что одна из немаловажных составляющих причин для покупки Lexus - это престиж бренда. Зачем нужен престиж? Показать свой успех в обществе. Среди знакомых и не очень. Не очень и совсем незнакомые люди нам встречаются тысячами ежедневно. А если это происходит еще и в оживлённом транспортном потоке, то без должного уважения к автомобилю банально сложнее ездить. Если говорить проще, то откровенно дешёвые или выглядящие таковыми автомобили куда чаще подрезают, не пускают и даже "наказывают". Это суровая правда российских дорог и как бы не хотели верить в лучшее и сами никогда не разделять поток на "достойных" и "не очень", в ближайшее время улучшений не предвидится.
Как выглядит модель в глазах московских водителей? Начнём с хорошего. Современная оптика CT, где светодиоды не только подсвечивают стильный габаритный бумеранг, но и светят ближним светом, безотказно срабатывает в чужих зеркалах заднего вида. Признаться, несколько раз мне было даже неловко - еду себе спокойно, с ближним светом, в левом ряду по трассе, а меня постоянно пропускают. У меня может и желания-то ускоряться нет, с круизных 120 км/ч. Но приходится - ведь уже услужливо устпили.
При этом на CT 200h процесс ускорения на скорости выше 100 км/ч сопровождается резким взлётом усердного жужжания двигателя, на интенсивность которого никак не влияет сила нажатия на педаль газа. Вот и приходится, достаточно "чинно и с достоинством" занимать уступленное тебе в потоке место.
С достаточным почтением относятся столичные автолюбители и к струящимся светодиодным лентам задних фонарей, с традиционным для гибридных Lexus, синим логотипом посередине. Например появление Смарта в левом ряду московской трассы обычно вызывает раздражение большинства участников движения, хотя динамикой этот карапуз не уступает, а многих и превосходит. Не моргает на трассе Смарту в корму дальним разве что ленивый, даже если поток плотный и идёт с одинковой скоростью. На CT, тот самый пресловутый пиетет все же вполне соблюдается. Хотя, важно заметить - если машину (и марку) сзади уже успели разглядеть.
Самый проигрышный по престижности ракурс для CT - сбоку и "сзади издалека". Тогда автомобиль идентифицируется большинством как обычный маленький хэтчбек, что-то вроде Mazda3. За время своей эксплуатации этой модели, мне неоднократно приходилось попадать в ситуации, когда меня просто не пропускали куда-то, несмотря на включенный поворотник. Подобная разница особенно заметна после того, как пересаживаешься в CT c крупного внедорожника...
Расход топлива
Расход топлива, пожалуй, один из самых спорных показателей. Одна часть автолюбителей признаются, что это для них очень важный момент. Другие же заявляют, что их это вовсе не волнует. Некоторых это "не волнует" до такой степени, что они даже приклеивают наклейки "f*ck fuel economy" себе на автомобиль. В русских реалиях это можно перевести как "Да не идиот я, что купил этого прожорливого монстра. Я просто крутой и богатый, как вы этого все не понимаете?!".
Споры на тему того, "когда окупится гибрид" относительно его первоначальной стоимости, тоже весьма популярны. Но если в случае с другими моделями Lexus, это отчасти оправдано, то на примере CT cпорить бесполезно. Модель бывает только c гибридной силовой установкой. Кроме того, противники "гибридной экономии" нередко забывают в своих расчётах еще ряд факторов, влияющих на итоговую стоимость эксплуатации. Например, отсутствие в гибридных таких агрегатов, как стартер и генератор, срок службы которых тоже ограничен. Впрочем, это тема для отдельного разговора, а сейчас мы не об этом.
6.9 литра на 100 км. Это максимальный расход, которого мне удалось добиться за 2000 км. по московским пробкам, а так же постоянным экспериментам с режимом SPORT. Что греха таить, об экономии топлива в своём тест-драйве я заботился в последнюю очередь, поэтому "газ в пол" практиковался постоянно.
Если обнулить показатели расхода, выйти на прямую трассу и "тошнить" около 80 км/ч, то расход можно и вовсе снизить до каких-то смешных цифр, около 5 литров.
Но, скажите мне, кто покупает Lexus чтобы экономить? Изначально выбор этого бренда уже предполагает постановку иных ценностей во главу угла. Впрочем, несомненно, кроме финансовой экономии от небольшого расхода топлива, есть и иные преимущества. Например это частота посещения заправки. Для меня этот фактор немаловажен и CT 200h неоднократно напомнил мне об этом плюсе необычно медленно ползущей вниз стрелочкой бензина.
Да, я допускаю, что разница расходов на топливо для владельца автомобиля этой ценовой категории, как правило не являются судьбоносными. Но не так ценна та тысяча рублей, сэкономленная за неделю, как приятно ощущение самой оптимизации бюджета! От этого факта просто получаешь моральное удовлетворение. Как и от ряда других. А уже из этого складывается общее ощущение сатисфакции. Сатисфакции от наших необоснованных цен на бензин, от дурацких пробок, дикого транспортного налога и прочих, неизбежных факторов, сопровождающих российского автолюбителя. И одно это ощущение - уже стоит гораздо больше экономии топлива.
Объем багажника
Багажный отсек на CT 200h откровенно невелик. Скрадывают пространство даже колёсные арки. Небольшой проём без проблем примет покупки из супермаркета, а при желании содержимое можно скрыть рулонной шторкой. Можно и разложить задние сиденья, что образует ровный пол.
Но разместить объемные вещи, особенно с высокими габаритами, будет сложно. В первую очередь потому, что пол багажника непривычно высокий. А что же под ним?
Признаться, под первой "крышкой" багажного отделения я ожидал увидеть какую-то замысловатую компоновку, экономящую каждый сантиметр. А там оказалась вот такая черная, пенопластовая формовка с кучей ниш... Впрочем, что еще можно было извлечь из этого пространства? Пожалуй, как раз по этим "ящичкам" будет логичным распихать привычных скарб из багажника, вроде аптечки, зонтика, компрессора, троса и прочих привычных нашему сердцу вещей. Которые мы обычно уже не первый раз и год перекладываем из машины в машину при их смене, хотя сами уже не знаем, чем объяснить их необходимость
Под пенопластовой прокладкой - докатка. А чуть дальше виднеется "ступенька" батареи, которая собственно и диктует такие "высокие условия" полу багажника.
Комплектации. Я бы выбрал ...
В этом абзаце я обычно выбираю модель и комплектацию, которая лично мне пришлась бы при выборе больше всего по душе. В CT выбирать особенно не приходится. Силовая установка - одна. Разница лишь в комплектациях. У CT 200h это Comfort, Executive и Luxury. Особняком стоит F sport.
* Информация по ценам и детальный расклад по комплектациям - в PDF-файлах, см. в конце этого обзора
Разумеется, мне понравился звук от Mark Levinson в комплектации Luxury. Но переплачивать за это (ну и ещё ряд приятных, но не столь значительных факторов - вроде обогрева руля и люка) более 300 тысяч рублей? Только если этой сумме нет более интересного применения. Ну или, если решительно хочется "взять всё топовое, чтобы потом не жалеть" - такой довод тоже считается.
Чёрные диски F sport, его обвес и фишки, не произвели на меня сильного впечатления. Хотя ходовые ощущения показались более сбитыми. Впрочем, не настолько, чтобы "отжигание" на обычном CT потом показалось более валким или излишне мягким.
Пожалуй, в режиме ограниченного бюджета, я бы выбрал промежуточную версию Executive. И, возможно, со временем устав от её облика, отдельно задумался бы о каких-то "оживляющих" элементах от F sport. Например заменил бы решётку с бамперами.
Вот и пришло время возвращать CT, а мне немного грустно. Почему? Потому, что это самый маленький автомобиль в модельном ряде Lexus. Я понимаю, что ощущения подобной манёвренности, компактности в сочетании с гибридной, бесступенчатой динамикой и откровенно смешным расходом топлива, больше не получу ни на одном автомобиле этой марки. Когда мне довелось пообщаться с Марком Темплином, вице-президентом Lexus International, я посетовал - жаль, Lexus не делает никаких «премиальных» малышей. Например, Toyota IQ стал бы отличной платформой для такого проекта.
Впрочем, ведь для того и существует понятие модельного ряда, чтобы каждый мог найти для себя в рамках одной марки то, что ему нужно от именно ЕГО модели? Невозможно сделать маленький автомобиль одновременно самым комфортным, быстрым, проходимым, статусным и так далее. Об этих и иных качествах, в большей степени присущих другим моделям – в моих следующих обзорах.
Благодарю ООО "Тойота Мотор" и клубного дилера "Лексус Измайлово" за помощь в создании материала.
Комплектации, технические характеристики, прайс-лист на модель и пресс-кит здесь:
Фотоальбомы в максимальном разрешении:
Ярослав Левашов,
Москва, октябрь 2013