К концу 2006 года Госавтоинспекция подготовит введение в России новой градации категорий водительских прав. Вместо нынешних пяти — А, В, С, D и Е — у нас будет, как в Европе, целых 12 категорий. Причем, нынешний счастливый обладатель категории «В», к примеру, уже не сможет управлять автомобилем с прицепом — для этого придется сдать полноценный экзамен на «права» более высокой категории — «ВЕ». Когда такие нововведения вступят в законную силу, пока доподлинно неизвестно. Но, скорее всего, произойдет это не раньше 2008 года. Весь 2007-й год уйдет на то, чтобы выдать всем желающим взамен «усеченных» прав новые.
Сами по себе «12-категорийные» водительские удостоверения никаких эмоций вызвать не могут, в них, вероятно, и в самом деле есть смысл. Другое дело — процедура получения новых «прав», в российских реалиях неизбежно связанная либо с потерей времени, либо с потерей денег, а чаще — и того, и другого вместе. Любой водитель знает, что значит пройти через «чистилище» МРЭО.
Все начнется с экзамена
О новых категориях водительских прав заговорили в конце мая, когда стало известно, что ГИБДД станет принимать экзамены у будущих водителей по новым билетам.
Но, легче не станет
А вот в будущем сдать на «права» будет сложнее. Напомним, 28 марта этого года Россия присоединилась к европейской «Конвенции о дорожном движении» от 1968 года. Кстати, это благодаря ей мы должны отказаться с 2007 года от американской светотехники, а также перейти на новые стандарты безопасности дорожного движения. Та же конвенция вводит новую систему категорий водительских прав. Конвенция уточняет «требования к содержанию и форме национальных и международных водительских удостоверений» и вводит 7 новых подкатегорий — А1, В1, С1, D1, В1Е, С1Е, D1Е — в дополнение к существующим у нас пяти — А, В, С, D, Е.
Каждая из категорий означает следующее:
А — мотоциклы;
А1 — мотоциклы с рабочим объемом до 125 см3 и мощностью двигателя не более 11 кВт;
В — автомобили с разрешенной массой не более 3500 кг, в которых количество мест, помимо места водителя, не превышает восьми;
В1 — трициклы и квадроциклы;
ВЕ — автомобили категории В с прицепом, разрешенная масса которого не превышает 750 кг;
С — автомобили с разрешенной массой более 3500 кг;
С1 — автомобили массой свыше 3500 кг, но не более 7500 кг;
СЕ — автомобили категории С с прицепом, разрешенная масса которого не превышает 750 кг;
С1Е — автомобили подкатегории С1 с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 тонн;
D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест помимо сиденья водителя;
D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие свыше 8, но не более 16 мест помимо сиденья водителя;
D1E — автомобили подкатегории D1 с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 тонн.
В ГИБДД уже сегодня предупреждают владельцев легковых автоприцепов: хотите возить прицеп и впредь — скоро надо будет задуматься о получении дополнительной водительской категории. А водители, например, микроавтобусов уже не смогут сесть за руль автобусов; мини-грузовиков — за руль «КрАЗов» и «КамАЗов». Для этого им придется повышать категорию.
Кроме того, российские водительские удостоверения ни по внешнему виду, ни по количеству категорий не должны отличаться от европейских. «Права» будут печатать на новых бланках, в изготовлении которых должен быть использован особый пластик, краски со специальными свойствами, микротексты, рельефные сетки, ламинат с голограммой и даже чипы, позволяющие сохранять сведения о владельце, его биометрических параметрах (рост, вес, группа крови, противопоказания к лекарствам), а также список нарушений ПДД. Но если новые бланки удостоверений появятся уже в 2007 году, то новые подкатегории — только тогда, когда соответствующие изменения будут внесены в закон о безопасности дорожного движения.
По информации