Совет Федерации согласился уравнять права водителей и гаишников в суде
Совет Федерации готов поддержать предложение уполномоченного по правам человека Владимира Лукина принять специальный административно-процессуальный кодекс, который бы уравнял возможности водителей и ГИБДД в суде, пишут "Ведомости". Ожидается, что Комитет по конституционному законодательству подготовит предложения, направленные на повышение состязательности в административном процессе.
Лукин заговорил об этой проблеме в октябре прошлого года. Поводом для официального обращения российского омбудсмена стало интервью председателя Московского городского суда Ольги Егоровой, которая открыто призналась в неравноправии участников административных дел: «Если в суд представлен только составленный протокол, то мы верим документу. Когда слово милиционера против слова водителя, мы верим милиционеру».
Сейчас в судебных процессах об административных правонарушениях отсутствует обвинитель - должностное лицо, уполномоченное поддерживать и доказывать предъявленное нарушителю ПДД обвинение. Поэтому бремя доказывания обвинения в заседании целиком ложится на судью.
Нарушение равноправия сторон Лукин видит в том, что подавляющее большинство дел об административных правонарушениях включают в качестве доказательств рапорты лиц, выявивших административное нарушение (то есть фактически инициаторов преследования, обвинителей по делу), их же письменные объяснения, составленные этими же лицами протоколы, а также показания этих же лиц в суде.
Председатель Комитета по защите прав автомобилистов говорил, что зачастую встречаются случаи, когда водитель приводит в судебное заседание по несколько свидетелей, которые подтверждают его невиновность, но суд все равно верит не свидетелям, а инспекторам ГИБДД
В московских судах дела, в которых свои стороны отстаивают водители и сотрудники ГИБДД, как правило, выигрывают последние. По данным Мосгорсуда, за девять месяцев 2009года мировым судьям поступило 62 587 дел об административных нарушениях в области дорожного движения, по 51 950 делам (83%) виновные привлечены к административной ответственности, пишут "Ведомости".
Причем в число оставшихся 17% входят и дела, прекращенные по формальным основаниям, а также возвращенные ГАИ, например, для устранения недостатков.
Точных данных о том, сколько побед в судах остается за водителями, нет, потому что в судебной статистике просто не существует такого показателя, утверждает зампредседателя Мосгорсуда Алексей Дмитриев.
Самыми распространенными правонарушениями со стороны водителей являются превышение скорости, езда в нетрезвом состоянии, отказ от медосвидетельствования и выезд на встречную полосу. Большая часть дел по этим вопросам рассматривается мировыми судьями, а не районными инстанциями.
По словам Дмитриева, ГИБДД выигрывает судебные споры чаще, потому что в суд поступают дела по уже установленным фактам нарушений. Часто водитель сам подтверждает в протоколе, составленном на месте, что ПДД нарушил. После этого сложно рассчитывать, что суд примет его сторону.
Обычно, нарушитель ставит свою подпись в протоколе о факте правонарушения, потому как еще не понимает, сколь серьезным будет наказание. А в суде, когда уже его ставят перед фактом, начинает оспаривать то, что нарушал правила. Но уже поздно.
Правозащитник Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты, считает, что столичные суды действуют по четкой установке: автоинспектор всегда прав. Косвенно это подтвердила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, заявив, что суд верит слову милиционера против слова водителя.
Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин призвал проводить такие судебные процессы с участием гособвинителя. При отсутствии такового судье приходится самому выступать в этой роли, что мешает ему выносить объективные решения. Но пока власти никак не отреагировали на это предложение.
Дмитриев на это сказал, что на все судебные процессы попросту не хватит прокуроров. По его словам, судьи, рассматривающие дела с обязательным участием прокурора, буквально в очереди стоят, чтобы тот принял участие в процессе.
Он также отметил, что судей никто не обязывает решать дела в пользу ГИБДД. Но при этом за решение, не основанное на законе, с них могут спросить.
Водители часто проигрывают, потому что сами допускают ошибки, уверен судья. Чтобы доказать в суде свою правоту водителю необходимо действовать грамотно с самого начала, еще когда составляется протокол на месте. Нужно как можно более полно зафиксировать в протоколе обстановку на месте происшествия. Если водитель не согласен с обстоятельствами, которые излагает автоинспектор, это необходимо сразу же указать.
Обязательно также требовать заполнения всех граф протокола. Также стоит подумать о свидетелях - если кто-то был рядом— надо добиться, чтобы его внесли в протокол в качестве очевидца.
Naeel писал(а): зачастую встречаются случаи, когда водитель приводит в судебное заседание по несколько свидетелей, которые подтверждают его невиновность, но суд все равно верит не свидетелям, а инспекторам ГИБДД
у товарища два свидетеля в один голос утверждали, что ехали за ним и видели, что тот на встечку не выезжал, а судья приняла сторону гайца( который в суд естесно не явился). В протоколе он указал, что находился за 300 м. от места нарушения и визуально зафиксировал нарушение . Итог-лишёнка.