Не останавливаясь "на достигнутом", было принято решение с пользой использовать уже пройденные от дома 500 км. До границы с Францией оставалось несколько сотен км., но придумать что-то для себя неизведанное, не удавалось. Этой дорогой я ездил уже много раз, в том числе по классическому побережью (Ницца, Канны, Монте-Карло и далее до итальянского "сапога"). Поэтому Перпиньян, Монпелье, Нарбонн - все эти французские городки уже были досконально "изучены" как на традиционном для европейских городков туристическом паровозике, так и пешими маршрутами. Если же брать левее, по французской границе, из крупных городов будет Тулуза - на мой взгляд, город представляющий мало интереса для туристов, в чём я тоже уже имел возможность убедиться. Но поездки до Салоу явно было недостаточно, душа требовала полёта дальше. И полёт состоялся. В жизни бы не собрался в этот интересный французский городок (даже на google maps его видно лишь при хорошем зуме)), если бы не посоветовали.
Каркассон.
Каркассон находится в провинции Лангедок-Руссильон. Эта провинция имеет богатейшую историю, еще со времен римлян она находилась на пересечении военных и торговых путей от Атлантики, Иберийского полуострова, в глубь Европы и в Средиземноморье. Практически в середине Лангедока находится эта уникальная, не тронутая годами, огромная средневековая крепость Каркассон . В принципе, это не просто крепость, это целый средневековый город со всей инфраструктурой, опоясанный двумя рядами крепостных стен длинной около 3-х километров и имеющий 52 башни. Внутри крепости есть старинные дома на узких кривых улочках, замок, кафедральный собор святых и другие достопримечательности.
Первое поселение здесь основали галлы еще во 2 веке до нашей эры. С 2 века до нашей эры по 5 век нашей городом владели римляне. Территория называлась Нарбоннская Галлия со столицей в Нарбонне, которая лежала на дороге из Рима в Таррагону. Сам Каркассон уже тогда лежал на важной дороге от Средиземноморья в Тулузу. Еще в римскую эпоху началось строительство Каркассонской крепости.
Город расположен внутри крепостных стен, поэтому войдя в Нарбоннские ворота все равно в какую сторону двигаться, Вы в любом случае обойдете его по кругу. Если Вы пойдете налево, то сначала по ходу Вашего движения будет Базилика Св. Назария, а затем замок Тренкавелей. Соответственно, если Вы пойдете направо, то все будет наоборот.
С такой предысторией, разумеется, оставить Каркассон без посещения, уже совершенно не хотелось. Поэтому прямо из Таррагоны, мы неторопясь поехали по побережью в сторону Франции.
С самого начала я хотел найти и забронировать отель поближе к "старому городу", как всегда стараюсь делать при остановках в незнакомых городах. Но мой любимый Sygic упорно не давал понять, где именно в Каркассоне "старый" город, а где "новый". По карте это вообще не видно. Поэтому, решено было действовать по месту, по ситуации. Поэтому и заезд в сам Каркассон оказался несколько спонтанным. В упоённых поисках крепости, кружа по навигации где-то уже совсем рядом, я остановился на обочине виноградного поля. И пока я тыкал в навигацию пальцем, сын сзади спрашивает "пап, а это не та крепость?"
Так проблема поиска "старого города" была решена. На самом деле, что бы туда попасть, достаточно было ехать по указателям "Cite", но тогда мы об этом еще не знали. Каркассон делится на «верхний» город, который называется также Ситэ (Cite), и в котором расположен средневековая крепость и «нижний» город, называемый Бастида (Bastide или La Ville Basse). Их соединяет «Старый мост» 14 века через реку Од. В 1997 году Верхний город был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А "нижний город" хоть и старается хоть немного откусить от лавров "верхнего", но удаётся ему это с трудом - делать там особо нечего. Обычный французский городок образца 19-20 века, поэтому время на него тратить имеет смысл только тогда, когда этого самого времени слишком много.
В крепость можно попасть через единственный вход, в который через подъемный мост ведут Нарбоннские ворота 13 века. Высота башен 25 метров, ширина стен – 4 метра. Каждая башня приспособлена выдерживать длительную осаду в одиночку. У ворот стоит памятник «даме Каркасс». Это забавная легенда, но о ней позже, когда появится представление о самом городке-крепости.
Несмотря на "гражданские" пути входа, мы всё же лёгких путей не искали! Очевидно, воодушевленный моими дорожными рассказами о богатейшей истории штурмов этой крепости, сын решил смоделировать для себя ощущения атакующих крутые склоны к высоким стенам!
Снаружи, прямо вокруг крепости, довольно много хороших и симпатичных отельчиков. Путешествуя на автомобиле, самое логичное остановиться в таком отеле и оплатить парковку на территории (примерно 18-20 евро в сутки), а дальше беззаботно гулять пешком.
Если приглядеться к кладке стен, в которой с комфортом размещается множество птиц, можно заметить слои времени и разные архитектурные подходы. Эти стены за свои многие века повидали столько всего, что страшно представить ... Согласно историческим записям, при атаках и защите полегли тут тысячи, десятки тысяч человек...
За первой стеной крепости следует вторая. Между ними сегодня можно прогуляться вокруг крепости, а раньше это были два кольца защиты...
Представляете, сколько стрел было выпущено через такие бойницы, пронизывающие все стены?
За своё тысячелетнее существование крепость многократно модернизировалась и перестраивалась. Где-то появлялись новые арки и проходы, где-то закладывались старые ... Смотреть на это и одновременно смотреть на путеводитель, читать историю замка, можно часами, очень захватывает!
Городок внутри привычно накрывает туристическим гвалтом и суетой. Кстати, обратите внимание на одежду туристов. И это - июль месяц! Мы были настолько не готовы к утру в Каркассоне, что пришлось заехать в ближайший торговый центр и купить немного теплой одеждуы вместо привычных шорт, шлепанцев и маек, в которых мы легкомысленно уехали из Испании. В очередной раз подумал, что несмотря на своё вообщем-то, "северо-западное" происхождение, категорически не люблю всю эту облачность, дождики, комаров, ветер и прочие "прелести" ...
Обилие туристов заставило углубиться в параллельные улочки крепости. Там так пустынно и здорово! Похоже, ничего так и не трогали все последние столетия. Вдоволь нагулявшись по всем окрестностям, все же решились отправить в "середину котла", пройтись по местным магазинчикам
В принципе, французские сладости не представляют из себя ничего особенного. Но преподаётся нынче у них все это с таким шармом середины 20-го века, к тому же делая упор на модный hand made, что невольно начинаешь обращать внимание. Да и признаться, действительно, вкусно. Кстати, ретро-тема вообще нынче в моде!
А вот деревянные магнитики. На фоне опостылевших и однотипных для всех городов мирагипсовых раскрасок -симпатичный, выделяющийся сувенирчик.
Мыло. Модная фишка французских сувенирщиков. Пожалуй, не найти во Франции города, где бы не продавалось такое, разноцветное и душистое мыло. От шоколадного и мятного, до ванильного и апельсинового.
Если подняться на крепостную стену и с ёё высоты смотреть на старый город внутри, то открывается множество видов на быт нынешних жителей. По сути, сейчас в городке живут владельцы сувенирных магазинов и ресторанчиков, из которых и состоит город. А когда-то это были домики и дворики обычных крестьян, ремесленников и персонала, обслуживающего замок. Внешне, думаю, в этих двориках практически ничего не изменилось.
А если посмотреть с крепостной стены на другую сторону, открывается вид на тот самый "нижний город".
Погуляв по крепостным стенам, заглянули в костёл, прошли мимо башни инквизиции, в подземной темнице которой пытали еретиков. Там есть музей, в которому увидеть, как сильно работала фантазия инквизиторов в средние века, и как много было придумано всяческих приспособлений, чтобы мучить себе подобных. В музее представлены гильотина, пояс верности, гаррота и дыба, пресс для черепа, маски позора и куча других пыточных устройств.
Внутри самого замка, в музейных стенах, посмотрел интересный короткометражный фильм об истории крепости. Там и узнали про его легенды. Одна из них касается Карла Великого, который в течение пяти лет блокировал крепость, пытаясь уморить город голодом. По этой легенде, супруга мусульманского царя Балаака, прозванная Дамой Каркас, после голодной смерти гарнизона, защищала крепость в одиночку. Она смастерила с десяток кукол-солдат и в течение нескольких дней обстреливала позиции штурмующих. Напоследок, скормила оставшееся зерно последней свинье, которую и сбросила к подножью башни. Живот свиньи распоролся, и воины увидели зерно. Карл Великий был ошеломлен этим и приказал снять осаду с города. Дама Каркас была вне себя от радости. Она принялась играть на трубе, тем самым, поддразнивая франков и их императора. Карл не слышал этих победных звуков, но его оруженосец сказал ему: "Сир, Каркас зовет Вас" ("Sire, Carcas te sonne"). Так, по легенде, родилось название крепости - Каркассон. Правда, мне никто не ответил, как это в умирающем осажденном городе сохранилось зерно и свинья? Легенда, знаете ли! Так это было или нет, но сейчас любой может лицезреть бюстовое изображение Дамы Каркас на одной из колонн моста перед Нарбонскими воротами.
Обеденное время тоже было решено использовать с толком, попробовав традиционное, средневековое французское блюдо, популярное в провинции Лангедок - касуле. Это народный рецепт в полном смысле слова. В Средневековье французы только то и делали, что отбивались от врагов, пытавшихся захватить их города. Люди привыкли строить высокие стены, внутри которых можно было держать осаду. Естественно, запас продуктов во время осады постепенно таял, и вот в такие минуты рождались новые идеи. Касуле, получается, продукт единства и взаимовыручки. В осадной Тулузе на площади ставили большой казан, люди приходили и приносили все, что было, точнее, все, что осталось: сухари, фасоль, сосиски, колбасу, утиные ножки, корнеплоды. Один на один с бараньей ногой долго не протянешь, но поделившись со всем городом, получаешь больше. Казан не убирали и не мыли, каждый день в него клали новые ингредиенты и варили похлебку на всех. Город выстоял, единство и доверие помогли не умереть с голоду, а рецепт понравился и остался. Особенно хороша в нем фасоль — она впитывает в себя все мясные и пряные ароматы. Говорят, это основной компонент и без нее нельзя представить хорошее правильное касуле.
Благо, это самое касуле предлагали здесь в добром десятке ресторанчиков, осталось только выбрать "правильный". Пошли по принципу "средней стоимости", которая колебалась от 10 до 25 евро за данное блюдо. За 15 или 18 евро, в очень уютном ресторанчике на площади, нам подали замечательное касуле. Я вообще достаточно прохладно отношусь ко многих специфическим блюдам разных национальных кухонь, но это - ел бы и дальше. Реально очень вкусно.
Подают его прямо с огня, кипящим и бурлящим. А внутри ...
И снова прогулка вдоль крепости. На самом деле, она очень большая. Казалось бы, в первый раз сделали круг, но как потом выяснилось - по внутреннему радиус. А снаружи - совсем другие элементы, пейзажи и очень, очень красиво.
Но побывать в Каркассоне и не заглянуть на старинное кладбище, расположенное снаружи, прямо под крепостными стенами, было бы непростительной ошибкой! Именно там удаётся сделать шикарный "финальный штрих", закрепляющий впечатления. Подумать о бренности человеческой жизни, существования. Что по сути, ничего нам в итоге вечно не принадлежит, кроме пары метров сырой земли вокруг. Столько людей, судеб, жизней. Надежды, карьера, эмоции, встречи, расставания ...
Уезжали из Каркассона, всё же, впечатлённые. С одной стороны - городок откровенно туристический, шумный и с множеством бутафорского, чрезмерного "средневековья". Но с другой, если есть желание, настрой окунуться в настоящую атмосферу истории, здесь это возможно. Далеко не везде получается. Даже в Риме, с его астрономической плотностью достопримечательностей на квадратный метр земли, трудно абстрагироваться от туристического потока, настроения "бегом-по-достопримечательностям-пожрать-сувениры". Здесь - можно. Просто надо отойти от толпы и всё получится. И я очень благодарен случаю, совету, который направил меня в Каркассон.
Обратно решили ехать через Андорру. Делать там вообщем-то нечего, если честно. Особенно летом. Но всё же проехать через горы, серпатины, показалось интереснее, чем возвращаться по тому же пути, по которому ехали два дня назад.
По дороге, на выезде из Франции, остановились на блошином рынке какого-то крохотного городка. Интересный колорит, люди, вещи. Жаль, было маловато времени, хотелось подняться в горы засветло.
На заправке встретили интересную парочку автомобилей.. В принципе, "гадких утят" там много, но здесь явно ехали две семьи фанатов бренда )
Там же в углу была замечена новая "е"-шка. Скоро их будут полны улицы и глаз замылится, а в июне 2013 это было еще свежачком
По дороге множество байкерских тусовок. Едут очень чинно, организованно. В основном, люди в возрасте, фактически старички со старушками. На поворотах от колонны байкеров отделяется пара мотоциклов с людьми в жилетах и кратковременно перекрывают движение, организовывают групповой манёвр, чтобы не разбивать колонну. Все другие участники движения терпеливо, с пониманием ждут. Затем старички в жилетах благодарят жестами подождавших и замыкают колонну. Цивилизация...
В горах, ближе к снегу, устроили легкий пикник. Попробовал французский лимонад, типа в старинной бутылке, с керамической крышкой, "по традиционному рецепту". Ну что могу сказать. Кто помнит советский "Колокольчик" - отличий никаких. Но для меня этот "рецепт" по этой причине тоже прокатил под старинный
Ближе к Андорре начались классические пейзажи с облаками, стелящимися по долинам и снежными вершинами на горизонте...
Серпантины, несмотря на кажущуюся свою идеальность покрытия, штука все-таки коварная. Даже опытные дальнобойщики не всегда с ними справляются...
... тем временем, всё ближе к снегу
Наконец-то! Час игры в снежки - как-будто снега не видели Хотя по мне, так этого часа хватило еще на год вперёд. Скучать по снегу пока точно не готов))
Андорра в своём репертуаре. Скучает по русским туристам и это видно по каждому собачьему взгляду скучающих продавцов в магазинах. Я уже как-то писал, что все эти "беспошлинные покупки в Андорре" - профанация для туристов. Ничего там не дешевле, а зачастую и прилично дороже (особенно касается электроники). Так что, пока "русских лыжников" там нет, местный народец с трудом перебивается в межсезонье ....
Раньше не заглядывал, а оказывается в городке есть маленький, но симпатичный парк. Для детишек хорошее место.
Хотя моему уточки всё как-то не очень интересны. Соскучился по своим квадрикам ...
Детское удивление:
- "Папа, а почему в этом магазине всё дороже, чем в Apple Store?!".
- "Дяди-индусы тоже хотят кушать, сынок..."
Дальше были Пиринеи и куча красоты, которую я уже фотографировал до этого много раз, поэтому повторяться не стал...
Результатом этой поездки стала куча впечатлений и ... продажа старичка Емели (ML). Послужив мне верой и правдой не один год, всё же, на серпантинах его валкость меня стала раздражать. Поэтому и был заменен на более интересный вариант!
В ближайших планах - поездка в противоположную сторону. Мерида-Бадахоз, Лиссабон-Синтра-Порто вдоль всего океанского побережья и далее, к пику Европы, в Астурию, через океанское побережье Испании!
Ярослав, ты просто молодец!
с каждым разом опусы все длиннее.
давай еще, просвещай нас дальнейшими маршрутами.
сколько по времени дорога до Андорры заняла без экскурсий?
скр писал(а): сколько по времени дорога до Андорры заняла без экскурсий?
По километражу это около 800 км. от нас, соответственно, если не торопясь и с привалами, то часов за 10 можно легко доехать. Утром выехать, вечером приехать.
Bublik писал(а): Астурия поразит своей природой, отдает чем то швейцарско-шотландским.
Шотландским всё же вряд ли, но "баварские" элементы зелени и альпийских пейзажей, согласен, есть. Катался по северу Испании (Бильбао, Сант-Андер и т.д. внутрь) в прошлом году. В этом решил заехать с другой стороны, через Португалию, чтобы посмотреть океан с другой стороны, полазать более пристально по природным, не тронутых туристами уголкам Астурии и вернуться другими дорогами.
Кстати о полиции: несколько раз налетал на "скрытую" policia nacional. Ездят на хороших машинах и в гражданской одежде. Пару раз ловили за скорость, один раз продували после ресторана, ночью.