Приличные скидки не заставили россиян потратиться на приобретение автомобилей в начале 2009 года. Всего, согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в январе было продано 116 899 автомобилей (вместе с легковыми автомобилями отечественного производства Lada, УАЗ, “Иж” и ГАЗ), что на 33% меньше, чем в январе 2008 года (175 063 шт.). Продажи иномарок по сравнению с январем прошлого года сократились на 28,32% и составили 81 504 шт. (в прошлом январе 113 705 шт.).
Стоит отметить, что премиум-сегмент особо не переживает из-за наступления кризиса. Продажи января остались на прежнем уровне. Jaguar, Infiniti, Volvo, MINI, Lexus, Porsche и даже умирающий в стенах GM Hummer показали рост продаж, пусть даже совсем незначительный, как в случае с Hummer. Этот результат позволяет премиум-маркам надеяться, что по крайней мере на российском рынке проблемы с продажами обойдут их стороной. Из грандов удивила только Audi, чьи продажи снизились на 44%, и Land Rover, претендовавший на роль лидера сегмента премиум, – падение продаж на 27% не позволило подвердить лидирующую позицию марки в прошлом январе.
В среднем автопроизводители демонстрируют снижение продаж на 30%. Традиционно январские результаты продаж не считаются показателем, январь – самый “тухлый” месяц: после новогодних праздников население не готово к крупным покупкам. Но учитывая, что в условиях финансового кризиса январь следует считать наиболее “продуктивным” месяцем, весной автодилеры могут испытывать еще большие трудности со сбытом.
Если предположить, что весь год иномарки будут продаваться такими темпами (по 81 504 шт. в месяц), то к концу года будет продано меньше миллиона иномарок (978 948 шт.), что составит -53% по сравнению с 2008 годом (2 080 818 шт.). Это значит, что минус может увеличиться как минимум вдвое и падение продаж может составить не оптимистичные 35-40%, а все 50-60%. По некоторым маркам падение продаж может составить все 70% и более.
Пока те игроки, которые в течение года вели себя достаточно скромно и осторожно, сейчас на фоне остальных демонстрируют обнадеживающие показатели: от +10% до +300% (по сравнению с январем 2008 года).
Так, по сравнению с прошлым январем хорошие показатели у таких марок, как SEAT, Jaguar, Infiniti, FIAT, MINI – рост от 43% у FIAT до 315% у испанской марки SEAT, которая за прошедший год существенно расширила количество своих дилеров в России. Citroen демонстрирует очень хорошие успехи благодаря активности, развернутой в конце года: в январе 2009 года рост продаж у марки составил 98%. “Собрат” Peugeot не отстает: начало года для марки также сложилось успешно – рост на 62%. Volvo, как ни странно, также показал неплохие результаты – возможно, благодаря новым ценам и скидкам, объявленным в начале года, в январе Volvo добавила 63%.
Наиболее же массовые марки, такие как Ford, Chevrolet, Nissan, Toyota, Opel, показали падение продаж на 20-35%. На уровне удалось удержаться японским маркам: Honda, Subaru, Mazda показали незначительное сокращение продаж до -7%, хуже всех среди “японцев” в январе чувствуют себя Suzuki и Mitsubishi. Корейские автопроизводители – Kia и Hyundai – снизили январские продажи примерно на 45%. Не помогла пока распродажа и “тяжеловесам” американского автопрома: продажи Chrysler и Dodge упали вдвое.
Среди других постновогодних тенденций – существенное сокращение продаж у всех китайских автопроизводителей – почти на 70-80%, таких показателей не было еще ни разу за всю историю российского авторынка. Так, у наиболее крупных и успешных “китайцев”, компаний Great Wall и Chery, продажи снизились соответственно на 67% и 83%. Не исключено, что к концу года Chery вообще уйдет в ноль – продвижение марки сегодня фактически на нуле. “Плюс” в китайском сегменте показали лишь те игроки, чьи продажи и без того носят мизерный характер, – это Geely, Lifan и BYD, так что о серьезной доле рынка здесь говорить не приходится. Китайские автомобили не имеют перед конкурентами даже ценового преимущества, что чрезвычайно важно в период кризиса.