От 3 до 10% могут подорожать новые автомобили из-за отмена компенсаций импортных пошлин на запчасти.
Подорожание затронет как импортируемые модели, так и те, что производятся на российских заводах. В Минпромторге анонсировали новые условия постановления правительства «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям автомобилестроения на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств, а также узлов и агрегатов к ним» №1278.
По новым правилам большинство автокомпаний и поставщиков автокомпонентов, даже подписавших специнвестконтракты и двигающимся в сторону все более глубокой локализации, лишат компенсации импортных пошлин. Исключение затронет лишь ряд автокомпаний, у которых еще действует соглашение о промышленной сборке №166 (№566 — для производителей компонентов). Последние контракты по этому соглашению потеряют силу уже в 2019–2020 гг.
Действие соглашений между альянсом Renault–Nissan–АвтоВАЗ уже истекло этим летом, еще раньше — у Hyundai. У ряда марок, например, Mercedes-Benz, и вовсе нет соглашения о промышленной сборке, поскольку немцы откладывали момент открытия в России собственных производств. Действует соглашение о промсборке у тех, кто заключил его одним из последних, например у Группы PSA.
В более-менее выгодном положении оказался калининградский «Автотор» - он работает в специальной экономической зоне, выпуская всю модельную линейку BMW и Genesis. Kia собирает здесь все свои автомобили за исключением Kia Rio, а Hyundai - Santa Fe, Elantra, Tucson, Sonata.
Автопроизводители считают, что отказ от компенсации импортных пошлин нанесет серьезный удар по рынку. Импорт недостающих автокомпонентов обернется дополнительными расходами и оплатит их потребитель. . Кроме того, поскольку производители компонентов также лишатся льгот, даже отечественные комплектующие подорожают: многие из них закупают субкомпоненты за рубежом.
Итог: к началу 2021 года из-за таких изменений цены на новые автомобили могут вырасти на 3–10%, все будет зависеть от глубины локализации. К этому времени срок постановления №166 истечет у всех — объем рынка резко сожмется, людям придется платить за автомобили еще больше. Подобный рост цен однозначно повлечет дальнейшее падение спроса.
Эксперты отмечают, что сновными выгодоприобретателями решения правительства стали Toyota и калининградский «Автотор». У Toyota соглашение о промсборке действует до конца 2020 года, а «Автотор» вообще не платит таможенные пошлины, будучи резидентом особой экономической зоны в Калининграде. В результате решение правительства создало неравные конкурентные условия и предоставило колоссальные рыночные преимущества двум компаниям, продукция которых не отличается высоким уровнем локализации. Один из источников СМИ добавил, что автокомпании будут готовить ответные меры.