В начале года на YouTube появилось видео, на котором запечатлен запуск неизвестного двигателя V12. Ролик вышел на канале тюнинг-ателье Nth Moto из Миннеаполиса, а создателем монстра стал 71-летний пенсионер Дон Грофф.
На этой неделе Nth Moto, компания по тюнингу из Миннеаполиса в штате Миннесота (США), помогающий автору проекта, выгрузил следующее видео в котором уже собранный хот-род отправляется в первую поездку
Двигатель V12 для проекта был изготовлен путем слияния двух рядных шестерок Toyota 1JZ объемом 2,5 литра с турбонаддувом. 71-летний разработчик производственного оборудования на пенсии рассказывает, как и зачем он решил сделать из двух шестицилиндровых двигателей один двигатель V12 объемом 5,0 литра: «Мне нужен был двигатель с большой камерой сгорания. Я решил, что, соединив два блока турбовых JZ, смогу получить большой объем и снять много мощности».
Грофф взял два двигателя, стоявших раньше в Toyota Supra начала 90-х. Затем, почти без измерений и расчетов, срезал нижнюю часть немного выше плоскости прилегания масляного поддона. После этого он сделал новый картер из 20-миллимитровой стали, использовав сварочный аппарат типа TIG. «Когда я изучил блоки, выяснилось, что расположение отверстий под шпильки, которыми крепятся головки, симметричное», - говорит Грофф. Поэтому головки можно разворачивать относительно друг друга и ставить, как вам нужно. В каждом блоке по 13 отверстий для слива масла. Часть из них я использовал, чтобы прикрутить то, что осталось от оригинальных блоков, к новому картеру. Я ничего этого не знал, когда купил моторы. Мне просто повезло».
Разрезав блоки в горизонтальной плоскости, чтобы отделить часть, в которой находится поршневая группа, от нижней части, в которой расположены опоры коленвала, Грофф прошел первую точку невозврата из многих.
Гроффу также хотел, чтобы порядок срабатывания цилиндров и система удаления отработавших газов не соответствовали серийным V12. Для исполнения этого конструкторского замысла потребовалось сделать угол между головками блоков равным 120 градусам. Он развернул правую головку передним концом назад и переделал ее так, чтобы шестерни распредвалов оставались в передней части двигателя. Грофф заказал новый коленчатый вал, так как к нему предстояло крепить по два шатуна вместо одного.
«Если бы мне пришлось сделать это снова, я бы сделал угол между головками равным 90 градусам. Тогда бы вышел настоящий олдскульный двигатель с неравномерным срабатыванием цилиндров, - говорит Грофф. - Или как в двигателе Ferrari V12 - 75 градусов. Возможно, из-за такого угла у этих двигателей такой классный звук».
Большинство людей начинают проект с выбора автомобиля, в который будет установлен модифицированный двигатель. Грофф пошел по другому пути. «Мотор появился первым», - сказал он мне, добавив, что по первоначальному плану трансмисию он предполагал установить со смещением, параллельно кокпиту. Работая над дизайном шасси, он понял, что двигатель слишком широк для такой компоновки, и не может быть установлен в «гражданский» кузов. В результате он пришел к одноместному болиду с открытыми колесами и шестиступенчатой механической коробкой передач от Corvette.
Помимо некоторых операций, требующих прецизионной механической обработки на станках, а также собранного на заказ жгута проводки и программирования ECU, выполненного Nth Moto, все остальное было сделано Гроффом самостоятельно.
Задумывая проект, Грофф ставил себе цель снять с двигателя 800 лошадиных сил. Каждый из двух заводских 1JZ выдавал около 300 л.с. Установка двух новых турбин Garrett GTX и переход на топливную смесь E85 должны помочь ему достичь цели. «Было бы неплохо получить 1000 лошадиных сил, но для этого нет оснований, - говорит Грофф. 800 л.с. это хорошая мощность, которая, к тому же, не будет создавать излишнюю нагрузку на железо».
Открытые колеса, расположенный посередине двигатель и сигарообразный кузов явно напоминают автомобили Формулы 1 начала 1960-х годов.
Что же собирается делать Грофф со своим болидом, когда закончит постройку? «Я собираюсь просто кататься на нем по городу и окрестностям, - отвечает Грофф. Я не строил его в соответствии со спецификациями какой-либо трассы или гоночной серии, и вообще пока не уверен, что машину можно будет выгнать на трек».
«Я просто люблю создавать вещи своими руками, - говорит Грофф, когда его спрашивают о цели проекта. - Мне просто хотелось это сделать, и все. Я никогда не задумывался, нужен ли миру еще один родстер образца 32 года. Мне просто в кайф».