Главный рынок больших семиместных внедорожников Америка. В прошлом году Россия уступила второе место в мерседесовском зачёте Китаю, став третьей: 6251 проданный GL. Рублёвые цены на GLS объявят в январе, а сами машины появятся у нас не раньше апреля.
Давным-давно, ещё в доайфонную эпоху, мне в руки попал кнопочный телефон Siemens S10, самый навороченный на тот момент и первый с цветным экраном. Примечательно, что телефонная линейка этой фирмы тогда почти полностью совпадала по буквам с мерседесовской: A, C, E, M, S… То есть S-класс был мерилом роскоши даже в неавтомобильном мире. С переиндексацией Мерседесов литеру S добавили к имени GL и получился GLS, ndewagen (то бишь «внедорожник») S-класса, как его представляют сами создатели. По моему опыту, прежний GL не был S-классным: не хватало ни оснащения, ни комфорта. А GLS?
Индекс GLS единственное явное отличие обновлённого автомобиля сзади. Под лупой можно также заметить иное расположение белых секций фонарей и реформированную часть с выхлопными патрубками и катафотами.
Если вам кажется, что внешне автомобиль почти не изменился, зрение вас не подводит. Спереди иной передний бампер с увеличенными воздухозаборниками, радиаторная решётка с раздвоенными планками да подведённые к корпоративному стандарту светодиодные фары. А сзади лишь чуть переиначенные отделка бампера и графика фонарей. Старым автомобиль не выглядит уже плюс.
Интерьер обновлён малой кровью. С этого ракурса отличить GLS от кроссоверов семейства GLE можно по... Нет, нельзя.
Новшества интерьера тоже в штрихах, причём уже опробованных на кроссоверах GLE и GLE Coupe: общий руль и не встроенный, как раньше, а выпученный из передней панели экран мультимедийной системы. Закреплён он жёстко (принудительно утопить его в панель нельзя), а управляется по-прежнему только дистанционно кнопками, поворотным контроллером системы Comand или с помощью нового для неё сенсорного тачпада. Салон ощущается более дорогим, нежели прежде, но в основном за счёт пересмотренных материалов и их сочетаний.
Особенность GLS семь полноценных мест. Базовые передние кресла хороши, но мультиконтурные (на фото) ещё лучше. Широкий проход на галёрку открывается нажатием кнопки на кресле второго ряда: подголовник со спинкой опускаются, и сиденье отъезжает вперёд.
Главное, конечно, техническая начинка. Знакомые двигатели стали мощнее, на смену семиступенчатой коробке пришёл девятиступенчатый «автомат» (известный опять-таки по ряду модификаций GLE), а пневмоподвеска отныне подстраивает свои характеристики под дорожные условия бесступенчато. Условия нашей презентации горные: олимпийский Инсбрук, известные по фильму «Спектр» серпантины Зёльдена и перевал Тиммельсйох, путь из Австрии в Италию, которым пользовались ещё в третьем веке до нашей эры.
С новым передним бампером GLS на 10 мм длиннее, чем GL. Углы въезда остались прежними от 31 градуса до 36 (в верхнем положении кузова). Лучший результат среди конкурентов у Лексуса LX: 2527 градусов.
Мой первый GLS дизельный, 350d. Три года назад такой понравился мне больше других. Дверь присасывается за мной доводчиком (они, к слову, есть и у GLE) ... и я словно глохну. Прежний GL был тихим, но теперь я будто в студии звукозаписи! Обволакивающая тишина вкупе с амбиентной подсветкой приглашают зажечь камин (хотя бы на мультимедийном экране). А первое, что замечаешь в движении, это улучшенная плавность хода. Если GL на 20-дюймовых колёсах потряхивал, то GLS скрывает профиль покрытия, пока мы не поднимаемся в горы, где на асфальте появляются ледяные наросты. Но даже на них вибрации не перерастают в тряску.
Дизельный GLS 350d самый медленный в гамме — набирает сотню аж за 7,8 с. А некоторые машины с такими характеристиками считаются спортивными.
Обновлённая пневмоподвеска Airmatic (а пружинной у GLS не бывает) удивляет мягкостью на неровностях в режиме Sport и собранностью в виражах в «Комфорте» не в последнюю очередь благодаря опциональным активным стабилизаторам поперечной устойчивости Active Curve Control, которыми оснащены все подопытные внедорожники. Известной по S-классу системы Magic Body Control здесь нет, но шасси работает именно что волшебно. По серпантинам GLS массой 2,5 тонны едет аки легковушка почти без кренов и совсем без раскачки с боку на бок в серии знакопеременных виражей.
Версия GLS 400 с битурбомотором V6 3.0 (333 л.с.), к сожалению, оказалась за рамками теста. Система удержания в полосе теперь задействует не тормоза, а руль. Останавливаться в потоке и трогаться GLS тоже может сам.
Запаса тяги (в пике 620 Н•м!), как и прежде, для динамичной езды достаточно: по паспорту GLS 350d выигрывает у предшественника 0,1 с в разгоне до сотни (7,8 с) и 0,3 л топлива в смешанном цикле (7,1 л/100 км). Девятиступенчатый «автомат» радует: не стремится чуть что забраться наверх (шестую передачу включает только на 60 км/ч) и всегда готов к ускорению, по первому требованию скидывая пару-тройку ступеней. В спортивном режиме реакции на газ обостряются, но до дерготни в управлении тягой ни в коем случае не доходит. Приятно.
В верхнее положение пневмоподвеска поднимает кузов за минуту, а опускает за 45 с. С опциональным внедорожным пакетом клиренс достигает 306 мм. За доплату предлагаются активные стабилизаторы ACC.
Помимо ездовых режимов Sport и Comfort есть у внедорожника и третий, влияющий на силовой агрегат, систему полного привода и вспомогательную электронику, Slippery. С него, предназначенного для скользкого и сыпучего грунта, я начинаю знакомство с топ-версией GLS 500. Горная дорога в снегу, а местами и во льду, на спидометре 90 км/ч, но я не думаю сбрасывать: если бы не строгость системы стабилизации, дрифтил бы пятиметровый внедорожник не хуже легковушек! Хотя по-честному: если бы не столь филигранная помощь электроники валялся бы он, скорее всего, в кювете.
Объём багажника прежний 680–2300 л. Максимальная длина перевозимых грузов более 220 см.
На сухом асфальте «пятисотый» заставил меня усомниться в оптимальной достаточности модификации GLS 350d. Он дарит такое ощущения безграничной мощи, запредельной стабильности в поворотах и пушечных ускорений на обгонах, что всё остальное кажется неубедительным! Хотя объективно это неправда: дизеля с лихвой хватит в большинстве жизненных ситуаций. А ведь есть ещё GLS 63 AMG… Хорошо, что не прокатился, сошёл бы с ума.
Топ-вариант GLS 500 с турбомотором V8 4.7 (455 л.с., 700 Н•м) можно оснастить спортивными креслами, 21-дюймовыми AMG-колёсами и внедорожным пакетом, позволяющим увеличить дорожный просвет с 216 мм до 306.
Я вспомнил, что GLS это внедорожник, лишь в аэропорту, когда пришлось спрыгивать на землю из высокого кресла. С учётом того, что преобразования автомобиль претерпел точечные, а эффект от них оказался всеобъемлющим, мерседесовцы цели достигли. Пусть GLS и не превратился в S-класс, но в «эску» среди больших внедорожников… Если он будет признан эталоном по результатам сравнительных тестов с конкурентами, я не удивлюсь. И уверен, что так случится, когда выйдет GLS нового поколения, изначально создающийся с литерой «S» в уме. А там, говорят, и до варианта Maybach GLS рукой подать.
Техника
Мерседес GL второго поколения стал легче предшественника на 100 кг. Для этого рычаги подвески, а также капот и передние крылья сделаны из алюминия, использовано новое, более лёгкое лобовое стекло, поперечный усилитель в передней панели теперь изготовлен из магниевого сплава, а передняя опора двигателя — из пластика.
У дизеля V6 новый блок управления, индивидуально регулирующий подачу топлива в каждый из цилиндров, и модернизированная система рециркуляции отработавших газов. Всё ради снижения расхода топлива и вредных выбросов.
Девятиступенчатая коробка передач 9G-Tronic дебютировала на E-классе ещё в 2013 году. Прямая передача шестая, а седьмая, восьмая и девятая повышающие. Диапазон передаточных чисел коробки 9,3:1. Для сравнения, у прежнего «автомата» 7G-Tronic повышающими были шестая и седьмая ступени, а общий диапазон передаточных чисел составлял 6,02:1. Эксплуатационный результат нововведения сниженный в среднем на 7% расход топлива в городском цикле.
В качестве опции на GLS можно заказать полностью светодиодные фары с адаптивным дальним светом. Они умеют динамически менять форму и размер светового пучка, а также поворачиваться, чтобы осветить поворот. В зависимости от количества автомобилей впереди дальний свет либо выключается полностью, либо система изолирует соседей по дороге с помощью механических шторок. В большинстве случаев система успевает срабатывать даже если встречный транспорт внезапно показывается из-за поворота.