Как передает Газета.Ru, руководители сразу трех российских министерств обратились к президенту с предложением отменить до сих пор существующие в стране ограничения на точность определения координат объектов на местности. Письмо на этот счет направили Владимиру Путину глава Минэкономразвития Герман Греф, министр иностранных дел Сергей Лавров и министр транспорта Игорь Левитин.
Конечный же пункт назначения документа - Минобороны России. Гражданские министры через президента фактически потребовали от Сергея Иванова легализовать системы высокоточного определения координат, которые и так работают в стране, но остаются вне закона.
"Начиная с конца 90-х годов прошлого столетия за рубежом налажено массовое производство средств спутниковой навигации, вмонтированных в часы, мобильные телефоны и так далее", - пояснили президенту в своем письме министры (текст приводит пресс-служба Минэкономразвития). Это оборудование открыто продается в России и позволяет определять координаты объектов точнее, чем допускает военное ведомство (секретной считается точность выше 30 м, а навигационные приемники спутниковой системы GPS, которые можно свободно купить в магазинах, определяют координаты с точностью около 10 м).
"Автомобили, оборудованные GPS и свободно ввозимые из-за рубежа, уже давно не являются редкостью на дорогах России", - уточнили министры. При помощи GPS выяснить координатное положение какого-либо объекта с высокой точностью не составляет большого труда. Но видеть в каждом владельце приемника GPS разведчика уже, по меньшей мере, странно. Как заметили авторы письма, зарубежные страны и без того могут определить координаты объектов на территории России, используя космические спутники разведки и картографирования. Так что, как пояснили Путину министры, необходимо переходить от системы защиты всей территории страны к защите только особо секретных объектов.
Попытки решить проблему с высокоточным определением координат предпринимались неоднократно.
В 2004 году Военно-топографическое управление Генерального штаба (29-й НИИ Минобороны) выполнило научно-исследовательскую работу на эту тему. По ее результатам военные констатировали, что обеспечить секретность топографо-геодезических сведений становится все труднее. Для этого надо либо устанавливать завышенные требования по сертификации, а далее - и строгий надзор за использованием навигационных приемников (в том числе с контролем интернета - с его помощью можно значительно увеличивать точность определения координат объектов), либо действительно переходить на пообъектные методы защиты государственной тайны.
А в июне этого года начальник Военно-топографического управления Генштаба Валерий Филатов, приглашенный на заседание коллегии Минтранса, вселил очередную надежду на урегулирование этого вопроса. Он сообщил, что запрет на определение высокоточных координат объектов Минобороны планирует снять уже в ближайшее время. "Мы говорим даже не о том, чтобы уйти на точность 5-7 метров, а о том, чтобы выйти на ноль", - обнадежил тогда Филатов. Правда, ни о каких сроках генерал говорить не стал. И дальше слов это дело, видимо, так и не продвинулось.
Скорее всего, именно поэтому министры попросили президента ускорить процесс: "Поручить Министерству обороны РФ снять ограничения на точность определения координат объектов".
Как пояснили главы заинтересованных ведомств, это ограничение негативно влияет на многие сферы жизни. Во всем цивилизованном мире спутниковые навигационные системы уже давно используются для повышения безопасности транспортных перевозок, в рыболовстве, охоте, туризме, в работе чрезвычайных служб. Обязательным использование систем спутникового позиционирования считают Международные организации гражданской авиации (IKAO) и морского флота (IMO).
Стандарты IKAO и IMO предусматривают непрерывное глобальное обеспечение связи и навигации, но в России это фактически невозможно, так как существуют ограничения на определения координат в зонах аэропортов и морских портов.
В результате "российская сторона несет ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств", сетуют в письме министры. Похожая проблема по действующим договорам СНВ, ОВСЕ и "Открытое небо": они предусматривают сбор, передачу и распространение участниками в том числе той информации, которая по действующим в России перечням является гостайной.
Не исключено, что Владимир Путин услышит просьбу министров и поручит военным решить проблему в ускоренном варианте.
Дело в том, что сейчас в России идут широкомасштабные работы по воссозданию собственной национальной Глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС). В рамках отдельной федеральной целевой программы, которая считается одной из приоритетных, в этом году на развитие спутниковой группировки ГЛОНАСС было выделено больше 1 млрд рублей. И российский президент активно участвует в продвижении отечественной системы на мировой рынке. Предполагается, что полноценно ГЛОНАСС сможет начать функционировать в 2008-2009 годах. К тому времени любые ограничения в определении координат в стране уже не только будут бессмысленными, но смогут снизить конкурентноспособность ГЛОНАСС на внутреннем навигационном рынке.
2 Сентября 2005 | 17:14