Ключевым элементом гибридов от Лексус является, так называемый, электронный вариатор (E-CVT, Electronic-Continuous Variable Transmission). Это устройство комбинирует тяговый двигатель внутреннего сгорания, электромотор/генератор и привод колес. В зависимости от режима езды устройство перераспределяет потоки энергии и позволяет, например, начать движение автомобилю на электромоторах с выключенным ДВС, подключить ДВС при более активном разгоне, отключить электромотор при движении на постоянной скорости, отключить ДВС и пустить электромотор в режиме генератора при торможении итд.
Несмотря на наличие в названии слова вариатор (Variable Transmission) - Лексусная E-CVT таковым не является, т.к. в ней не используется принцип изменения передаточного числа в классическом понимании вариатора. В Лексусовской E-CVT все передаточные числа фиксированные! Более того, слово трансмиссия тоже неточно характеризует это устройство, т.к. по сути оно является интеллектуальным "переключателем крутящего момента" (torque combiner). Имея 3-х стороннюю фиксированную планетарную передачу E-CVT действует по схожему принципу коробки автомата (т.е. за счет блокирования или изменения скорости вращения планетарных шестерней) за тем исключением, что соотношения шестерней не меняются, как не меняется и передаточное число. Эффект CVT достигается за счет применения дополнительного электромотора, который при необходимости подкручивает так называемую sun gear, увеличивая скорость вращения привода и за счет комбинаций работы/остановки ДВС и электромотора.
Таким образом, правильное название Lexus E-CVT должно было быть ETC - Electronic Torque Combiner.
Тут начинается еще одна интересная история. Оказывается подобными устройствами с 1990 года занимается некая Antonov Plc. В частности, их дочерняя компания Antonov Automotive Technologies B.V. запатентовала, некоторые их описанных выше принципов и технологий. С момента начала выпуска Приуса Antonov Automotive Technologies B.V. пыталась договориться с Тойотой о выплате определенной пошлины за каждую выпущенную машину с гибридным приводом (включая теперь RX400h, GS450h и будущий LS600h). В сентябре 2005 года переговоры провалились, и это судебное разбирательство официально рассекретили. Antonov Automotive Technologies B.V. перенесла разбирательство в Германию в надежде на более быстрое разрешение конфликта. Тойота в ответ подала иск о признании некоторых частей патента Antonov Automotive Technologies B.V. недействительными (тех, за которые должна была бы платить отчисления).
1 сентября 2006 адвокаты Тойоты добились признания этих патентов недействительными, несмотря на то, что срок их действия истекал только в 2009 году.
А теперь, самая интересная часть. В пресс-релизе Antonov Automotive Technologies B.V. заявили, что разочарованы этим решением, но при этом продолжат работу с ... Great Wall Motor Company Limited!!!
Цитата: Chery А5 ISG – первый китайский серийный гибрид. Здесь используется электромотор, который разгоняет машину до 40 км/ч, далее в дело вступает 1,3-литровый бензиновый двигатель. Применена также система регенеративного торможения.