6 февраля в 2 часа ночи маршал в белой рубашке взмахом зеленого флага дал старт 59-й гонке Daytona 500. Рев 320 цилиндров был похож на пушечную канонаду. Он отразился от изогнутых трибун, и 40 «стоковых» автомобилей рванули с места.
Громче всех кричал главный инженер Toyota Camry Масато Кацумата. Ему вторили сотрудники завода в Кентукки, собирающие серийную Camry на основе архитектуры TNGA. Несмотря на то, что болид был представлен публике еще до старта на Международном автосалоне в Детройте, настоящий дебют состоялся здесь. И это был большой, жирный риск.
Toyota Racing Development базируется в Коста Меса, в Калифорнии, где тестируют гоночные двигатели на динамометрических стендах. Еще одна база расположилась в городе Шарлотт, штат Северная Каролина. По словам технического директора Энди Грейвса, в Шарлотте ведется разработка гоночных автомобилей и детально прорабатывается дизайн, который придумывают в студии Calty в Калифорнии. Важная часть разработки - испытания в установленной в Шарлотте аэродинамической трубе, развивающей мощность 2200 л.с. и обеспечивающей скорость обдува до 130-миль в час.
Труба называется AeroDyn, и создана она для испытаний серийных автомобилей, для чего стенкам тоннеля придали особую форму. Также в задачи центра в Шарлотте входит сертификация болидов с руководством NASCAR. Прежде чем получить допуск к гонкам, автомобиль должен пройти инспекцию на соответствие аэродинамики регламенту. По словам Энди Грейвса, новая Camry прошла проверку с первой попытки. После окончания работ с кузовом за дело принимаются партнеры Toyota - Joe Gibbs Racing, BK Racing и Furniture Row Racing. В их задачи входит создание оборудования. TRD выполняет роль команды техподдержки и занимаются шинами и аэродинамикой непосредственно во время гонки.
«Мы много поработали совместно с Calty, чтобы сохранить большую часть дизайна Camry», - говорит Грейвс. Для соблюдения требований аэродинамики все отверстия для воздуха, предусмотренные на кузове серийного автомобиля, запечатаны. Вместо радиаторной решетки - наклейка. На фронтальной части предусмотрен лишь небольшой прямоугольный слот для охлаждения. Грейвс объясняет, что требования NASCAR предписывает располагать его на уровне бампера. При этом расположении возникает второй источник обдува, в момент блокировки основного. Это происходит, например, если два автомобиля очень долго едут друг за другим. Отверстие на уровне бамера никогда не блокирется, и автомобиль, следующий вторым, не перегревается.
Правила NASCAR предписывают установку губы в нижней части переднего бампера и воздухозаборников по бокам. Эта конструкция задает направление движения воздуха вдоль боковин, и позволяет контролировать давление под днищем и позади автомобиля.
Левая и правая боковина несимметричны. Начиная от оси заднего колеса, водительская сторона имеет наклон к центральной линии, в то время как правая сторона, наоборот, наклонена к стене. Такая конфигурация создает эффект крыла, толкающего автомобиль влево, к центру круга. Аэродинамическая труба AeroDyn позволяет регулировать угол атаки, до 3 градусов вправо и 5 градусов влево, чтобы тестировать этот параметр.
При создании шасси и двигателя для Carmy инженеры строго придерживаются регламента соревнований. Двигатель построен на основе стального блока V8 с камерой сгорания объемом 5866 кубических сантиметров, снабженного алюминиевыми головками и примитивным впрыском топлива.
Еще одно интересное место в Шарлотте - гигантский симулятор TRD, основанный на дизайне McLaren. Пилоты команды регулярно тренируются на нем, а инженеры используют для тестов шасси и шин. Одну неделю в году доступ предоставляется всем сотрудникам, просто ради удовольствия.
Определить, кто сейчас находится внутри симулятора (изображающего кокпит гоночного автомобиля) очень просто. Если там непрофессионал, периодически раздаются сочные шлепки, свидетельствующие о том, что «гонщик» опять въехал в стену. Однако никто не смеется – все эти парни вносят весомый вклад в создание той Camry, к которой потом годами прикованы взгляды всего автоспортивного мира.