Чаще всего, борьба за каждый килограмм веса происходит в спортивных автомобилях. Поэтому штатные сиденья там выкидывают в первую очередь. И ставят спортивные кресла – легче, эргономичнее и с более точной фиксацией.
В современных и дорогих автомобилях борьбу с весом нередко продолжают использованием алюминия вместо стали. Ведь в остальном уже особо не сэкономишь, тем более если говорить об интерьере, где все граммы четко расписаны на комфорт водителя и пассажиров. А дополнительный вес - это и динамика автомобиля и расход топлива.
Инженеры Lexus разработали прототип принципиально нового автомобильного кресла – Lexus Kinetic Seat. Выглядит такое кресло очень необычно. Отчасти потому, что основой конструкции является сетевая структура, которую организуют многочисленные волокна.
При этом, как вы уже поняли, подобное кресло буквально на порядок легче обычного – ведь оно состоит из легкой рамы, на которую закреплена сеть из синтетического шелка. Но далеко не только рекордно низкий вес является революционным в этом концептуальном кресле.
На Парижском автосалоне, мне довелось взять интервью у японских инженеров, создателей уникального кресла. К тому времени новость о Lexus Kinetic Seat уже вовсю обсуждалась на форуме российского «Лексус Клуба», поэтому я оперативно смог получить и ответы на те вопросы, которые вы просили задать японцам.
Конструкторы уточняют у меня, что я знаю об их новом кресле. Я уверенно пересказываю уже изученную информацию, про необычную сеть, которая подходит для большинства форм человеческого тела и равномерно распределяет вес. Японцы довольно кивают головами: «Так и есть! А что-то еще вы знаете?». Но на этом мои познания заканчиваются. Инженеры переглядываются между собой и переговариваются по-японски. Похоже, я их разочаровал! Но, нет. Один из моих собеседников достаёт планшет и начинает показывать видео, сопровождая рассказом.
Главным достоинством своего проекта инженеры считают не только инновационный материал, использованный для «плетенки» сиденья. И, к слову, это вовсе не концептуальный, а вполне реальный материал, называется QMONOS, разработанные компание Spider Inc. «Экологически чистый!» - гордо подняв палец вверх, дополняет один из представителей компании Toyota.
Основа революции – в самой концепции сиденья, имеющего всего шансы стать стандартом де-факто для всех автомобильных сидений будущего. Схема проста, как всё гениальное. Подушка и спинка кресла – подвижны относительно друг друга. А система подвижости скопирована у человеческого позвоночника, который даёт возможность телу двигаться в разные стороны и обеспечивать стабильность положения. Кресло просто повторяет работу позвоночника, который стабилизирует положение головы, допуская разнонаправленные, вращательные движения таза и грудной клетки, как например, во время ходьбы или бега!
На планшете моего рассказчика появляется разделенный на две части экран. На обеих половинках один и тот же пилот управляет спортивной машиной в ралли.
- Вы реально уже тестировали в спортивных автомобилях свои сиденья?!
- Конечно!
В одной половине видео гонщика бросает из стороны в сторону, он сильно кренится, содрогается. А на второй части экрана за спиной пилота нервно работают две половинки кресла, тогда как сам водитель остается практически неподвижен! Это выглядит потрясающе! Я спрашиваю разрешения сделать хотя бы фото экрана – японцы кратко переговариваются между собой и с сожалением отказывают. Корпоративные правила.
И продолжают рассказ. Подвижность сиденья так же позволяет компенсировать колебания головы, вызванные вибрациями автомобиля. А это не только отсутствие усталости от нагрузки, но и стабильное поле обзора.
Словом, одни преимущества. А как же недостатки? Должны же быть какие-то сложности, связанные с необычностью конструкции? Японцы хитрят, пожимают плечами. Тут я достаю «клубный козырь из рукава» - а как же быть с подогревом сидений? Нам в России это актуально!
Ответ у инженеров был уже явно готов, вопрос не поставил их в тупик. По их словам, плетеный синтетический материал легко позволяет интеграцию нитей подогрева и это не будет проблемой.
Тут у меня рождается собственный, попутный интерес – а как тогда будет реализована настройка сидений? Всё же мы говорим о Lexus, где электромоторы для настройки кресел привычный элемент.
На этот вопрос инженеры моментально отвечают. Основные настройки кресла (по вертикали и горизонтали) будут производиться на уровне основной рамы, удерживающей сеть. В то же время, необходимость части ряда других настроек отпадёт. Именно по причине использования материала, который сам оптимально распределит вес тела.
А если всё же хочется «пожестче»? Тем временем у меня самого начинает работать фантазия. Ведь некоторым из плетеных составляющих кресла можно дать свои электроприводы, позволяющие «натягивать» (наматывать как нитку на катушку?) их, тем сам делая конструкцию жестче или меняя её форму. А еще – подогрев. А зачем он нужен, если речь идёт о сетке? Не проще ли подать теплый (или холодный, летом!) воздух прямо снизу сиденья, через обычный воздуховод, управляющийся климат-контролем? Но, к сожалению, время моего интервью не оставляет возможности на дискуссию и обсуждение моих гениальных патентов
Словно понимая, что мы могли бы говорить значительно дольше, мистер Коши Като заверяет меня, что в их разработках гораздо больше, чем я сейчас услышал и мог бы спрашивать. Например, я не спросил о боковых подушках безопасности, которые в эти сиденья тоже некуда встроить. А решение у них уже есть.
«Всё будет хорошо и мы еще вернёмся к этому разговору!» - так заканчивается мой короткий диалог с японцами. Из переговорной я выхожу под впечатлением. И несколько минут смотрю на двигающийся макет Lexus Kinetic Seat снаружи. Так вот какой ты, японский «концепт». Я думал – ты рисунок, идея. А тебя уже на спортивных автомобилях испытывают.
И это круто. Мы живём в очень интересную эпоху! Многие привычные нам вещи скоро исчезнут. Их заменят принципиально новые. А я-то наивно думал – куда уж дальше изобретать «колесо» или «стул» .