Знает кто-то, какой алгоритм работы генератора на наших авто? Не могу понять, нормально у меня работает или нет.
Предыстория.
Первые звоночки прозвенели два года назад, зимой 23-го года. При морозе на улице -30 градусов, замёрз за ночь, почти новый, 2 месяца после покупки, аккумулятор. Тогда не понял почему, но сейчас подозреваю, что из-за недозаряда. Т.к нормально заряженный аккумулятор, при минус 30, замерзать не должен.
Потом, летом того-же года, на ходу, загорелся "чек" и гирлянда лампочек на панели приборов, повыскакивали всякие предупреждения. Причем, это горело не постоянно, а моргало, появится и пропадает. Почитал мануал, вроде бы низкое напряжение на аккумуляторе. Проверил, так и есть, 12В. Зарядил дома аккумулятор.Почистил клеммы аккумулятора. Стал отслеживать ситуацию.
У меня на сигнализации есть функция контроля напряжения, но обновление информации не очень быстрое. Обратил внимание, что напряжение в бортовой сети "гуляет" от 12.2В до 14.1В.
Обратился в Толекс. Те погоняли на диагностике, ничего не выявили. На показания напряжения бортсети, через сигнализацию, сказали не обращать внимание.
"Чек" больше не загорался, но стал замечать, что аккумулятор постоянно недозаряжен.
Купил вольтметр в прикуриватель, так и есть, напряжение в бортсети, во время движения, постоянно "гуляет", от 12 до 14 В. Причем, зависимости величины напряжения, от режима движения или режима работы двигателя, не обнаружил.
При ТО, обращал на это внимание в Толексе. Они смотрели, ничего не выявили, уверяют что все нормально. Но при этом, проверка аккумулятора, ими же, показывала его постоянную деградацию. Понятно, что со временем, аккумулятор лучше не становится, но все же.
В итоге, через 2 года такого издевательства, аккумулятор "умер". Если что, это был EFB Stop&Go от Tab, 105 Ач.
Сейчас нужен новый аккумулятор, но грызут сомнения, что и новый долго не проживет, с таким зарядом от генератора. Хотя "родной", после покупки авто, больше 5 лет прожил, а это был обычный Ca/са аккумулятор. Думаю обратиться в спец сервис, кто генераторами занимается.
Кто что думает, такая работа генератора это нормально?
Кстати, нашел сообщение в ветке про аккумуляторы, подобные наблюдения уже были. clublex.ru/p4722232
Я провел некоторый анализ, для поиска причин нестабильности напряжения генератора. Дело оказалось не в его неисправности, как первоначально думалось.
У нас, на минусовой клемме аккумулятора, установлен датчик тока аккумулятора, который контролирует ток заряда/разряда, напряжение и температуру. Такие датчики, на многих авто, последние лет 10 ставятся. Называются по разному, но принцип один.
Приведу цитату о датчике тока другого производителя, на русском нашёл только эту, но принцип думаю понятен.
Интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи (АКБ) оценивает текущее состояние аккумуляторной батареи. Он встроен в минусовую клемму и измеряет токи заряда и разряда, напряжение, внутреннее сопротивление и температуру аккумулятора.
Информация, полученная с датчика, используется блоком управления электрооборудованием и системой управления двигателем:
— работа генератора корректируется в зависимости от степени заряженности АКБ, количества включенных потребителей энергии и режима движения, при этом напряжение электросети меняется в диапазоне 12,5–14,6 В;
— чтобы избежать большого зарядного тока, который обычно возникает в холодном аккумуляторе сразу после запуска мотора, напряжение на АКБ ограничивается до 10–11 В, а затем плавно поднимается до уровня, обеспечивающего оптимальную зарядку;
— во время разгона автомобиля система понижает ток возбуждения в генераторе. Его электродвижущая сила (ЭДС), а вместе с ней и сопротивление вращению уменьшаются, благодаря чему мотор может отдать больше мощности на разгон автомобиля. При торможении картина обратная — нагрузка на генератор увеличивается, и с него снимается дополнительная «дармовая» энергия (рекуперативное торможение). Такой алгоритм позволяет экономить топливо и одновременно избежать перезаряда аккумулятора, что продлевает срок службы батареи на 10–20%;
— датчик IBS продолжает работать и при выключенном двигателе, оберегая АКБ от сильного разряда батареи: по достижении определённого уровня разряда по сигналу IBS машина отключит прожорливый потребитель энергии; если аккумулятор совсем плох, автоматически заблокируется пуск стартера.
Увеличение срока службы аккумуляторов и снижение потребления топлива вносят вклад в сохранение окружающей среды.
У нас стоит датчик Bosch. Вот ссылка на информацию о датчике на сайте Bosch на английском языке link и цитата описания датчика через Гугл перевод
Функция электронного датчика аккумуляторной батареи и области применения
Электронный датчик батареи (EBS) измеряет ток, напряжение и температуру свинцово-кислотных батарей 12 В с большой точностью. Алгоритм определения состояния батареи (BSD), интегрированный в EBS, вычисляет текущее и прогнозируемое состояние заряда и функцию батареи на основе этих базовых параметров и указывает на эффекты старения батареи. Эта информация передается в блок управления более высокого уровня, например, в систему управления электроэнергией (EEM). При необходимости эта система реализует соответствующие меры для обеспечения электропитания вспомогательных устройств, которые важны или критически важны для безопасности.
Более того, он служит и другим целям, например, увеличению срока службы аккумулятора за счет предотвращения глубокой разрядки или поддержки технологий экономии топлива и выбросов CO2, таких как интеллектуальное управление генератором, запуск/остановка или рекуперация.
Датчик также является ключевым компонентом в проектировании безопасных и надежных топологий электрических систем транспортных средств, тем самым поддерживая постоянно растущую электрификацию и автоматизацию транспортных средств, а также другие приложения, такие как беспроводное встроенное ПО, предиктивная диагностика и предиктивное обслуживание.
В итоге, напряжение генератора регулируется по показаниям этого датчика.
Причем он не просто регулирует на минимум напряжение в некоторых случаях, он похоже вообще отключает генератор, и автомобиль некоторые промежутки времени питается только от аккумулятора.
Если поискать в Ютубе, есть несколько видео, в основном про корейские автомобили, как владельцы отключают эти датчики, и напряжение генератора стабилизируется. Попробовал на своем, отсоединил разъем с датчика, и действительно, напряжение в бортсети стало постоянным 13.7-13.9В. Проездил весь день с отключенным датчиком тока, напряжение бортсети стало стабильным, нет провалов или превышений. Одна проблема, но бесячая, горит лампочка неисправности, и висит сообщение на табло "Неисправность системы Start&stop".
Остался вопрос, на сколько корректно регулируется напряжение генератора этим датчиком, когда он работает, и не убивается ли по факту аккумулятор, вместо продления срока службы?